ОАО "Ставтелеком имени В.И. Кузьминова" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю о возмещении убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате услуг связи в сумме 46 212 рублей 73 копеек в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (уточненные требования).
В соответствии с пунктом 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в части 5 306 рублей 95 копеек прекращено в связи с отказом истца от этой части иска при уменьшении его суммы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Ставропольского края, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управление труда и социальной защиты населения Минераловодского муниципального района.
Решением от 18.01.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2008, иск удовлетворен. С Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) в пользу ОАО "Ставтелеком имени В.И. Кузьминова" (далее - общество) взыскано 46 212 рублей 73 копейки убытков. Судебные акты мотивированы тем, что расходы общества по предоставлению населению льгот по оплате услуг связи на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) в 2004 году составили 46 212 рублей 73 копейки. Удовлетворяя исковые требования за счет Минфина России, суд исходил из следующего. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить принятые судебные акты, в иске к Минфину России отказать. Заявитель указывает, что статья расходов средств федерального бюджета по компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот, находится в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации, которое являлось главным распорядителем этих средств. Министерство труда и социального развития Российской Федерации не имеет своих территориальных органов, в связи с чем ему было разрешено осуществлять финансирование субсидий и субвенций по согласованию с администрацией субъекта Российской Федерации через органы исполнительной власти Российской Федерации для исполнения федерального бюджета в порядке и на основании заключенных с ним соглашений. Порядок определен "Правилами возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, действие которых продлено на 2004 год постановлениями Правительства от 14.02.2004. Закон о ветеранах указывает на необходимость учета расходов органов государственной власти субъектов федерации, что не означает обязанности обеспечения полной компенсации субъектам федерации понесенных расходов. Со стороны Российской Федерации обязанность по учету расходов Российской Федерации, связанных с реализацией Закона о ветеранах в 2004 году, исполнена полностью.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения решение и постановление апелляционной инстанции, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Управление труда и социальной защиты населения г. Михайловска и общество заключили договор от 03.03.2004 N 14-В о предоставлении льгот гражданам по оплате услуг электросвязи, имеющим на них право в соответствии с Законом о ветеранах. Пунктом 2.1.1 договора предусмотрена обязанность общества предоставлять 50% скидку по абонентской плате за пользование телефоном. В соответствии с пунктом 2.1.5 договора общество обязано в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Управление труда и социальной защиты населения копии документов, подтверждающих факт предоставления льгот по установке телефона, оплате услуг электросвязи и понесенные расходы.
За период с 01.07.2004 по 31.12.2004 обществом предоставлены льготы в рамках Закона о ветеранах и Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на сумму 132 089 рублей 74 копеек. Обществу возмещены из средств бюджета за 2004 год 80 570 рублей 06 копеек.
В подтверждение оказанных услуг общество предоставило следующие документы: списки абонентов, получивших льготу, копии документов, подтверждающих право на льготу; договоры, наряды на установку телефонов, подписанные льготниками (приложения 1 - 9 к делу); справку о задолженности федерального бюджета от 30.11.2005 (т. 2 л. д. 17).
В связи с невозмещением расходов от предоставления в 2004 году льгот на услуги связи в размере 46 212 рублей 73 копеек (с учетом уточнения) общество обратилось в арбитражный суд.
Суды в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили представленные обществом в обоснование убытков доказательства и с учетом данной оценки сделали вывод о правомерности заявленных требований. Удовлетворяя исковые требования, суды указали, что причиненные убытки надлежит возместить за счет казны Российской Федерации. Данный вывод соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик считает, что Минфин России не может выступать от имени Российской Федерации по заявленному требованию, поскольку главным распорядителем федеральных средств, выделенных на оплату расходов общества являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Кассационная инстанция не может согласиться с доводами Минфина России о том, что он не может выступать в суде от имени Российской Федерации, а ее имени должен выступать другой орган.
В силу статьи 30 Закона о связи при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьями 14 - 23 Закона о ветеранах для отдельных категорий граждан установлены меры социальной защиты, в том числе льгота на бесплатную установку квартирного телефона.
Порядок возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг связи имеющим льготы гражданам, определен Правилами возмещения расходов операторам связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963. Действие данного порядка продлено на 2004 год.
В силу названных Правил финансирование расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерством труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил Министерство труда и социального развития Российской Федерации ежемесячно в пределах выделяемых Министерством финансов Российской Федерации ассигнований оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы федерального казначейства.
Пункт 5 Правил предусматривает, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.
Судебные инстанции установили, что соответствующие органы в пределах лимитов возместили расходы, связанные с предоставлением льгот. Спор возник в связи с тем, что расходы в 2004 году превысили выделенные ассигнования.
Таким образом, обязанность по возмещению неполученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Кроме того, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Учитывая изложенные обстоятельства, не полученные обществом доходы компенсируются за счет средств федеральной казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы сторон рассмотрены судебными инстанциями. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые исследованы и оценены судами с соблюдением правил главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 по делу N А63-13646/2007-С1-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июля 2008 г. N Ф08-3381/2008 "Обязанность по возмещению неполученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с РФ независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело