Индивидуальный предприниматель Миронов В.И. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Северский район (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Анастас" (далее - общество) о признании решения конкурсной комиссии по размещению заказа на выполнение пассажирских перевозок по маршрутной сети Северского района от 21.05.2007 незаконным и его отмене.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить. По мнению предпринимателя, при принятии обжалуемых актов нарушены нормы материального права. Предприниматель полагает, что отсутствие размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса и нарушения, допущенные при проведении конкурса и опубликовании его результатов являются основаниями для признания конкурса недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить решение первой и постановление апелляционной инстанций без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, и установлено судами предприниматель осуществлял перевозку пассажиров на маршруте N 115 "ст. Северская - п. Черноморский" на основании договора от 31.01.2006 N 4-06, заключенного с администрацией и ОАО "Экспресс" по результатам открытого конкурса на 2006 год. Срок действия договора до 31.12.2006.
Решением Совета муниципального образования Северский район от 01.03.2007 N 447 утверждена муниципальная маршрутная автобусная сеть Северского района в состав которой включен маршрут N 115 "ст. Северская - п. Черноморский".
Постановлением Главы муниципального образования Северский район от 09.03.2007 N 185 утверждено Положение об организации регулярных городских и пригородных муниципальных автомобильных пассажирских перевозок в Северском районе. В соответствии с названным положением организатор пассажирских перевозок (администрация) проводит конкурс на право обслуживания муниципальной маршрутной сети Северского района.
В газете "Зори" от 22.03.20007 N 33 (6908) администрацией опубликовано извещение о проведении конкурса на право обслуживания муниципальных автобусных маршрутов в Северском районе. Кроме того, объявление о проведение конкурса размещено на сайте администрации от 21.03.2007 за N 17912.
Извещение о проведении конкурса содержало информацию о том, что конкурс и заседание конкурсной комиссии будет проводиться 15 мая 2007 г. в актовом зале администрации муниципального образования Северский район, указан адрес.
Согласно журналу регистрации предоставленных комплектов конкурсной документации предприниматель Миронов В.И. получил соответствующий комплект в конкурсной комиссии 13.04.2007.
Заявка на участие в конкурсе истцом была подана 24.04.2007.
В соответствии с извещением о проведении конкурса, 27 апреля 2007 года конкурсная комиссия в составе, утвержденном постановлением главы муниципального образования Северский район произвела вскрытие конвертов с конкурсными предложениями и приняла решение о проведении анализа конкурсной документации до 14.05.2007 г. (протокол от 27.04.2007 N 1).
Из протокола заседания конкурсной комиссии от 15.05.2007 N 2 следует, что комиссией было принято решение об оценке заявок претендентов по упрощенной балльной системе в срок не позднее 25.05.2007.
На заседании конкурсной комиссии, проведенном 21.05.2007, путем сопоставления заявок претендентов победителем конкурса признано ООО "Анастас".
В районной газете "Зори" от 02.06.2007 опубликованы итоги конкурса на право обслуживания муниципальных автобусных маршрутов Северского района.
По итогам конкурса администрация и ООО "Анастас" заключили муниципальный контракт от 04.07.2007 N 308 на обслуживание муниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения в том числе маршрута N 115 "ст. Северская - п. Черноморский" на период с 01 июля 2007 по 01 июля 2012 года.
Посчитав, что конкурс был проведен с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов в форме конкурса и о применении последствий недействительности торгов в виде признания недействительным договора, заключенного с победителем конкурса.
Согласно статье 4 Арбитражного суда Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации победителем по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В соответствии со статьей 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно статье 21 Закона N 94-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Статья 28 Закона N 94-ФЗ устанавливает, что конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десять дней со дня подписания протокола, указанного в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Из материалов дела следует, что предприниматель не являлся участником торгов по лотам N 1, N 2, N 3, N 4, N 6, N 7, N 8, N 9, в связи с чем его права в данной части обжалуемого решения конкурсной комиссии не затрагиваются.
Являясь участником конкурса по лоту N 5, предприниматель является заинтересованным лицом лишь в части данного лота. Судами первой и апелляционной инстанций установлено и видно из представленных в дело документов, что предприниматель не доказал, что предложил лучшие из всех заявок условия по своему лоту.
Довод предпринимателя о том, что отсутствие размещения на официальном сайте о проведении конкурса и нарушения, допущенные при проведении и опубликовании результатов конкурса являются основанием для признания конкурса недействительным необоснован. Судами дана оценка нарушениям, допущенным администрацией при проведении конкурса как незначительным, не влекущим неправомерности проведения конкурса. Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций дана правовая оценка доводам и доказательствам, представленным сторонами в дело. Доводы предпринимателя по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции кассационного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд проверяет законность судебных актов, принятых в первой и апелляционной инстанциях, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу. Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения и постановления апелляционной инстанций отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по делу N А32-12632/2007-50/303 оставить без изменения, кассационной жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 августа 2008 г. N Ф08-4279/2008 "Судами правомерно установлено, что условия для перевозки пассажиров, предложенные заявителем при участии в конкурсе не являются лучшими, в удовлетворении заявления о признании конкурса незаконным по его заявлению обоснованно отказано"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело