Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным зарегистрированного права собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 114 489 кв. м (кадастровый номер 23:40:10 01 007:0001), расположенный по адресу: г. Геленджик, п. Архипо-Осиповка, ул. Санаторная, 40, путем аннулирования записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.01.2005 N 23-01/00-340/2004-316 и признании права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и ФГУ "Санаторий "Архипо-Осиповка"".
Решением от 30.04.2008 иск удовлетворен. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок в силу закона отнесен к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и оставить иск территориального управления без рассмотрения. Заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что территория города-курорта Геленджик является особо охраняемой природной территорией и находится в федеральной собственности. Поскольку территория города не имеет статуса курорта федерального значения, то она не может быть признана особо охраняемой природной территорией. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р не согласуется с нормами Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" о подразделении указанных территорий на категории и порядке образования каждой из них. По мнению заявителя, земельный участок и особо охраняемая природная территория являются различными объектами правоотношений, поэтому нормы Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" о праве собственности на особо охраняемые природные территории не являются основанием для признания права собственности на земельные участки в соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации. Спорный земельный участок фактически находится в черте поселения, что исключает признание на него права федеральной собственности по признаку принадлежности к землям особо охраняемых природных территорий.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы, представитель санатория просила оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации п. Архипо-Осиповка от 05.07.1995 N 274 санаторию "Архипо-Осиповка" в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок по фактическому пользованию: 11,4489 га для санатория по ул. Санаторная, 40 и 7,9934 га для пляжных сооружений санатория вдоль реки Вулан и берега Черного моря, и выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей КК-2 N 4085531209.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.12.2007 N 12/105/2007-087 право собственности на земельный участок площадью 114 489 кв. м (кадастровый номер 23:40:10 01 007:0001), расположенный по адресу: г. Геленджик, п. Архипо-Осиповка, ул. Санаторная, 40, зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем.
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в силу пункта 2 статьи 3 которого территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Геленджика отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны г. Геленджика установлены постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1987 N 494 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница - Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае".
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Из государственного акта общества на право постоянного (бессрочного) пользования землей следует, что земельный участок, предоставленный санаторию "Архипо-Осиповка" состоит из 4 земельных участков: площадью 2,2225 га, относящийся к первой зоне санитарной охраны курорта; площадью 10,3076 га, относящийся ко второй зоне санитарной охраны; площадью 5,1013 га, относящийся к прибрежной полосе р. Вулан; 1,8109 га, относящийся к водоохранной зоне р. Вулан. Следовательно, спорный земельный участок расположен в первой и второй зонах санитарной охраны курорта (земли особо охраняемых природных территорий), в силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации относится к федеральной собственности.
Довод заявителя о том, что земельный участок относится к землям поселений, следовательно, не может относится к землями особо охраняемых природных территорий, а также являться объектом федеральной собственности, суд кассационной инстанции не принимает, так как согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Кодекса. Таким образом, право федеральной собственности на спорный участок возникло на основании указанных нормативных правовых актов в связи с особым статусом земель, в состав которых он входит.
Суд всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства, установил фактические обстоятельства и правомерно удовлетворил иск. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены решения по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2008 по делу N А32-3897/2008-39/59 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 августа 2008 г. N Ф08-4568/2008 "Спорный земельный участок расположен в первой и второй зонах санитарной охраны курорта (земли особо охраняемых природных территорий), в силу статьи 17 Земельного кодекса РФ относится к федеральной собственности"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело