Первичная профсоюзная организация ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ" Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения (далее - профсоюзная организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене решения территориального филиала N 2 государственного учреждения "Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - учреждение) от 27.11.2007 N 4613.
Решением от 27.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2008, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что законодатель не ставит обязанность страхователя по представлению отчетности в зависимость от наличия нанятых им работников, а обязывает юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве страхователя, представлять ее в установленные сроки в Фонд социального страхования. Вместе с тем суд пришел к выводу о нарушении учреждением процедуры привлечения заявителя к ответственности.
Учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение. По мнению учреждения, юридические лица любой организационно-правовой формы, вне зависимости от наличия наемных работников, после их государственной регистрации приобретают статус страхователя и обязаны своевременно представлять установленную отчетность. Кроме того, заинтересованное лицо ссылается на соблюдение им процедуры привлечения заявителя к ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу профсоюзная организация просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, профсоюзная организация зарегистрирована в качестве страхователя в учреждении в установленном порядке.
Учреждение провело камеральную проверку профсоюзной организации, в ходе которой выявлено нарушение установленного срока представления расчетной ведомости формы 4-ФСС или ее непредставление за 9 месяцев 2007 года, о чем составлен акт камеральной проверки от 27.11.2007 N 4613.
По факту выявленного нарушения учреждение приняло решение от 27.11.2007 N 4613 о привлечении профсоюзной организации к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в виде 5 тыс. рублей штрафа за непредставление расчетной ведомости.
Требованием от 27.11.2007 N 4613 профсоюзной организации предложено в добровольном порядке уплатить сумму штрафа в срок до 11.12.2007.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения профсоюзной организации в суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях профсоюзной организации состава правонарушения.
Как следует из статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ, страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
В абзаце втором пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ указано, что страхователи обязаны ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком.
Суд при рассмотрении дела сделал правильный вывод о том, что приведенные нормы права не ставят обязанность страхователя по представлению отчетности в зависимость от наличия нанятых им работников, а обязывают юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве страхователя, представлять ее в установленные сроки в Фонд.
Следовательно, профсоюзная организация, зарегистрированная в качестве страхователя, была обязана представить расчетную ведомость формы 4-ФСС за 9 месяцев 2007 года.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 125-ФЗ нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей.
Поскольку заявитель не представил страховщику указанную отчетность, суд сделал обоснованный вывод о наличии в действиях профсоюзной организации состава правонарушения.
Также является обоснованным вывод судебных инстанций о нарушении учреждением процедуры привлечения профсоюзной организации к ответственности.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Следовательно, при привлечении к ответственности учреждение как страховщик пользуется правами и обязанностями налоговых органов, а профсоюзная организация как страхователь - правами и обязанностями налогоплательщика.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок вынесения решения о привлечении к ответственности по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, который согласно статье 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ должен применяться страховщиком при рассмотрении материалов проверки.
В соответствии с названной статьей руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверки. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Перед рассмотрением материалов проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лица, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке.
Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как видно из материалов дела, учреждение не представило доказательств направления заявителю акта камеральной проверки от 27.11.2007, а также надлежащего извещения его о времени и месте рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.
Таким образом, учреждение не обеспечило возможность профсоюзной организации, привлекаемой к ответственности, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представлять свои объяснения по данному правонарушению, то есть допустило нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, что в силу статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судом решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
При указанных обстоятельствах судебные акты о признании недействительным решения учреждения о привлечении профсоюзной организации к ответственности за непредставление расчетной ведомости формы 4-ФСС отмене не подлежат.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 по делу N А32-24199/2007-5/97 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как видно из материалов дела, учреждение не представило доказательств направления заявителю акта камеральной проверки от 27.11.2007, а также надлежащего извещения его о времени и месте рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.
Таким образом, учреждение не обеспечило возможность профсоюзной организации, привлекаемой к ответственности, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представлять свои объяснения по данному правонарушению, то есть допустило нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, что в силу статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судом решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
При указанных обстоятельствах судебные акты о признании недействительным решения учреждения о привлечении профсоюзной организации к ответственности за непредставление расчетной ведомости формы 4-ФСС отмене не подлежат."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2008 г. N Ф08-4437/2008 "Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, в силу статьи 101 Налогового кодекса РФ является основанием для отмены судом решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа" 2008 г., N 5/2008
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело