См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 февраля 2004 г. N Ф08-5146/03
В рамках дела о банкротстве ООО "SK" Центр правительственной связи Российской Федерации в Республике Адыгея (далее -центр) заявил требования к должнику на 2 556 392 рубля 17 копеек, сославшись в подтверждение денежных обязательств на судебные акты по другим делам и частичное исполнение этих актов.
ООО "SK" заявило возражения относительно этих требований, указывая на то, что центр не является уполномоченным органом по требованиям Российской Федерации в делах о банкротстве.
Арбитражный суд Республики Адыгея определением от 17.09.03 признал возражения обоснованными, отказал центру во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В обоснование определения указано, что выделяемые центру средства являются собственностью Российской Федерации. В делах о банкротстве уполномоченным органом по требованиям Российской Федерации является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (т. 5, л. д. 40-41).
Апелляционная инстанция постановлением от 28.10.03 оставила определение без изменения, опровергнув доводы центра о том, что право требования принадлежит не Российской Федерации, а ему, как участнику правоотношений (т. 5, л. д. 65-67).
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 05.02.04 определение и апелляционное постановление отменил, требования направил на новое рассмотрение в тот же суд. В обоснование постановления указано на безосновательное рассмотрение требований судьей единолично и необоснованность выводов о том, что обязательства должника возникли ни перед центром, а перед Российской Федерацией (т. 5, л. д. 91-93).
Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Республике Адыгея (далее территориальный орган) обратился с заявлением об установлении тех же требований в сумме 2 061 561 рубля (т. 6, л. д. 34).
Центр заявил возражения относительно этих требований, указав, что территориальный орган в делах о банкротстве вправе представлять Российскую Федерацию. В обоснование требований представлено решение суда о взыскании сумм в пользу центра, который является самостоятельным субъектом правоотношений (т. 6, л. д. 42-43).
Определением от 23.04.03 суд объединил в одно производство обозначенные требования и возражения относительно их (т. 6, л. д. 58).
Определением от 14.05.04 суд включил требования центра в сумме 2 556 392 рубля 17 копеек в реестр, отказав территориальному органу во включении его требований в сумме 2 041 340 рублей в реестр. В обоснование определения указано, что подтвержденные судебными актами требования возникли из договоров подряда, заключенных центром и должником, поэтому кредитором является центр, а не территориальный орган (т. 6, л. д. 67-69).
Апелляционная инстанция постановлением от 12.07.04 определение отменила, включила Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Адыгея (далее - управление) в реестр требований кредиторов с суммой требований в размере 2 515 950 рублей 17 копеек. Постановление мотивировано тем, что центр осуществлял строительство за счет средств федерального бюджета, взысканные в его пользу решением суда денежные средства являются собственностью Российской Федерации, а не центра, поэтому в реестр подлежат включению не требования центра, а требования управления (т. 7, л. д. 38-40).
Центр в кассационной жалобе просит отменить апелляционное постановление и включить требования центра в реестр требований кредиторов должника, сообщая, что обязательства сторон возникли из договора подряда. По мнению заявителя кассационной жалобы, то обстоятельство, что финансирование строительства велось из средств федерального бюджета не дает основания полагать, что обязательства у должника возникли перед Российской Федерации.
Представитель центра в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель должника просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, апелляционное постановление надлежит отменить, определение - оставить в силе.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
Из материалов дела следует, что обязательства ООО "SK" перед центром возникли из договора подряда, а размер требований подтвержден вступившими в законную силу судебными актами по другим делам, истцом по которым являлся центр, а не Российская Федерация.
Вывод апелляционной инстанции о том, что обязательства должника возникли не перед центром, а перед Российской Федерации не подтвержден доказательствами.
Статья 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" гласит, что кредиторы - это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам.
Установив, что обязательства должника и центра возникли из договора подряда, право требования по отношению к ООО "SK" по денежному обязательству имеет центр, обоснованность требований подтверждена судебными актами, суд первой инстанции правомерно признал центр кредитором должника.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.07.04 по делу N А01-Б-609/03-11 отменить, определение от 14.05.04 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 октября 2004 г. N Ф08-4785/04 "В рамках дела о банкротстве суд первой инстанции правомерно признал кредитором должника государственное учреждение, так как установил, что обязательства сторон возникли из договора подряда. То обстоятельство, что работы по договору финансировались из федерального бюджета, не может являться основанием к признанию кредитором должника РФ в лице уполномоченных органов, поскольку кредиторы - это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело