НО "Фонд содействия развитию налоговых реформ по Кабардино-Балкарской Республике" (далее - фонд) обратилась в арбитражный суд с иском к МВД Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о взыскании 550 тыс. рублей займа.
Определением от 24.09.2007 к участию в деле в качестве соответчика привлечено УГИБДД МВД Кабардино-Балкарской Республики (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.01.2008, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008, иск удовлетворен за счет управления. Судебные акты мотивированы тем, что управление без установленных законом или иными правовыми актами или сделкой оснований сберегло перечисленные истцом денежные средства, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по их возврату.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление и отказать в иске. По мнению заявителя, суд не учел, что управление являлось только техническим получателем платежа. Обязанности в связи с перечислением денежных средств возникли у министерства, что следует из письма последнего, представленного в судебное заседание. Указание истцом в платежном поручении кода бюджетной классификации для безвозмездных финансовых поступлений свидетельствует о предоставлении денежных средств в целях благотворительности.
В отзыве фонд отклонил доводы жалобы. В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, платежным поручением от 25.03.2005 N 8 фонд перечислил для управления в УФК по г. Нальчику 550 тыс. рублей с указанием в назначении платежа: "Возмездная финансовая помощь". По мемориальному ордеру от 25.03.2005 N 8/1326 средства зачислены на лицевой счет управления в соответствии с кодом бюджетной классификации для безвозмездных поступлений, указанным в платежном поручении N 8. Платежным поручением от 23.03.2005 N 43 управление перечислило средства в составе общей суммы 817 400 рублей в счет уплаты таможенных платежей за автомобили, приобретенные министерством.
В письме от 16.07.2007 министерство подтвердило факт получения денежных средств в сумме 550 тыс. рублей по устной договоренности в целях уплаты таможенных сборов (л. д. 22).
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса. В соответствии с пунктом 4 статьи 1109 Кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Исходя из указанного истцом в платежном поручении назначения платежа суд пришел к правильному выводу об отсутствии волеизъявления истца на передачу денежных средств в целях благотворительности. Указание при зачислении денежных средств кода бюджетной классификации для безвозмездных поступлений не является достаточным доказательством осуществления платежа в целях благотворительности при наличии прямого указания плательщика о перечислении возмездной финансовой помощи.
По смыслу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по возврату неосновательного обогащения возникает у приобретателя в момент его получения. Дальнейшее использование полученного приобретателем неосновательного обогащения не имеет правового значения для потерпевшего. Лицом, непосредственно получившим денежные средства и ими распорядившимся, является управление. При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о праве фонда требовать взыскания суммы неосновательного обогащения с управления.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали доказательства, установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применили нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.01.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008 по делу N А20-2917/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с УГИБДД МВД Кабардино-Балкарской Республики в доход федерального бюджета 1 000 рублей госпошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2008 г. N Ф08-4380/2008 "Дальнейшее использование полученного ответчиком неосновательного обогащения не имеет правового значения для истца-потерпевшего"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело