См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2007 г. N Ф08-7877/07
Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийского ордена Трудового Красного знамени общества слепых" (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Пятигорска (далее - администрация) о признании незаконным отказа администрации в предоставлении в собственность организации земельного участка, расположенного по адресу: г. Пятигорск, Лермонтовский разъезд, кадастровый номер 26:33:14: 01 01:0027, площадью 35 840 кв. м, занятого принадлежащими организации на праве собственности нежилыми зданиями ЛПУ "Санаторий "Машук"", и о возложении на администрацию обязанности предоставить этот земельный участок в собственность организации (уточненные требования (т. 1, л. д. 3-4, 143-145 153-160).
Определением от 23.01.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц спора привлечены: Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска (далее - управление) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю (далее - агентство).
Решением от 01.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.05.2008, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что федеральным законодательном не предусмотрена передача в собственность ограниченных в обороте земельных участков, в частности, находящихся во второй санитарной зоне охраны курорта г. Пятигорска.
В кассационной жалобе организация просит судебные акты отменить, заявление удовлетворить. По мнению заявителя, испрашиваемый земельный участок относится к категории земель-поселений и не относится к землям особо охраняемых территорий. Судебные инстанции не выяснили мнение агентства по вопросу распоряжения администрацией земельным участком, находящимся в федеральной собственности, а также не установили, уполномочены ли органы местного самоуправления определять зону особо охраняемой территории и осуществлять перевод земель из одной категории в другую.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель администрации просил оставить жалобу без удовлетворения, считая судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 11.08.2004 и от 17.10.2005 в собственности организации находятся нежилые здания литеры А, А1, А2, АЗ, А4, Б, Д, Е, Е1, Ж, 3, И, К, расположенные по адресу: г. Пятигорск, Ставропольский край, санаторий "Машук", разъезд Лермонтовский, общей площадью 35 840 кв. м.
Организация 02.03.2006 обратилась в администрацию с заявлением о безвозмездной передаче в собственность указанного земельного участка.
В письме от 17.03.2006 N 550\05 администрация сообщила, что участок не может быть предоставлен в собственность, так как находится в границах зоны лечебно-оздоровительной местности курорта г. Пятигорска и согласно решению Думы г. Пятигорска от 19.10.2005 N160-52 ГД ограничен в обороте.
Полагая, что отказ администрации в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, организация обратилась с заявлением в суд.
В связи с тем, что земельный участок находится в границах зоны лечебно-оздоровительных местностей, отнесен ко второй зоне округа санитарно-охранной территории, ограничен в обороте и не подлежит приватизации, судебные инстанции в удовлетворении требований организации отказали, сославшись на нормы законодательства, ограничивающие оборот земель определенных категорий.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействий) органов местного самоуправления, если полагают, что действие (бездействие), не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В силу статьей 15 и 27 Кодекса к ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Пункт 2 данной статьи предусматривает, что земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95, статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В пункте 2 статьи 95 Кодекса предусмотрено, что включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации.
В силу пункта 7 статьи 2 и пункта 4 статьи 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2 и 3 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статьей 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.
Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района), что подтверждается представленным в дело графическими материалами, составленными в соответствии с картографическими материалами зон санитарной охраны федерального курорта г. Пятигорска, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" (т. 1, л. д. 197).
На основании пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 курорт г. Пятигорска признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
В силу пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Кодекса.
Думой г. Пятигорска 19.10.2005 года принято решение N 160-52-ГД "Об утверждении границ отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Пятигорск" (далее - решение Думы).
Пунктом 2 решения Думы утверждено Приложение N 2, включающее в себя карты границ земель особо-охраняемых территорий и особо ценных земель, природоохранного назначения, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, историко-культурного назначения, рекреационного назначения, территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и особо ценное значение.
В соответствии с пунктом 6 решения Думы земельные участки, расположенные в границах таких зон ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность физических и юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.09.2007 по делу N А63-6815/2006-С7, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 20.12.2007, решение Думы признано соответствующим требованиям Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, в том числе статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выделенные решением зоны расположены в границах санитарно-охранной зоны г. Пятигорска, являющейся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 особо охраняемой природной территорией-курортом, в связи с чем на спорный участок распространяется действие пункта 1 статьи 94 и подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Думы утверждено "Положение о порядке предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Пятигорск".
В соответствии с пунктом 5 Положения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах муниципального образования город-курорт Пятигорск, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 6 Положения не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель: изъятых из оборота; ограниченных в обороте, за исключением случаев, когда федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц; сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов; водоохранного и санитарно-защитного назначения; общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи, лесопарки, сады и другие); зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; предусмотренных генеральным планом развития города Пятигорска для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования; иных, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судебные инстанции правильно указали, что, отказывая в предоставлении организации ограниченного в обороте земельного участка, администрация действовала в соответствии с законодательством, регулирующим особенности использования отдельных категорий земель.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судом апелляционной инстанции и им дана правильная правовая оценка. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции не допускается переоценка доказательств, на основании которых установлены фактические обстоятельства. При этом заявитель не привел каких-либо новых доводов со ссылками на находящиеся в деле и не исследованные судом материалы.
При таких обстоятельствах предусмотренные законом основания для отмены либо изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 по делу N А63-6816/2006-С7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 августа 2008 г. N Ф08-5087/2008 "Выделенные решением зоны расположены в границах санитарно-охранной зоны г. Пятигорска, являющейся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 января 2006 г. N 14 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. N 300 особо охраняемой природной территорией-курортом, в связи с чем на спорный участок распространяется действие пункта 1 статьи 94 и подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело