См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 октября 2007 г. N Ф08-6840/07
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Тагаур" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском к Правительству Республики Северная Осетия-Алания и Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - ответчики) о взыскании 1 184 710 рублей, в том числе 760 тыс. рублей стоимости материального ущерба, причиненного в результате схода ледника "Колка", за счет средств, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 N 1825-р и 424 710 рублей в связи с индексацией вышеуказанной суммы.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.05.2007 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.10.2007 решение от 29.05.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал на необоснованность вывода о пропуске кооперативом срока исковой давности, исчислив его с даты схода ледника "Колка", т. е. с 20.09.2002. Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1825-р о финансировании мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий издано 11.12.2003, с этого момента следует исчислять течение срока исковой давности.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.02.2008 исковые требования удовлетворены частично, взыскано с Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания за счет казны Республики Северная Осетия-Алания в пользу кооператива 760 тыс. рублей ущерба, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 решение от 28.02.2008 оставлено без изменения.
В кассационных жалобах ответчики просят решение и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению ответчиков кооперативом пропущен срок исковой давности обращения с иском. Кроме того, ответчики полагают, что субъект Российской Федерации не обязан полностью компенсировать ущерб, причиненный стихийным бедствием.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 20.09.2002 в Кармадонском ущелье Республики Северная Осетия-Алания произошел сход ледника "Колка".
Согласно акту обследования от 29.10.2002 в результате схода ледника "Колка" в селе Кармадон полностью разрушена принадлежащая кооперативу пасека на 130 пчелосемей стоимостью 760 тыс. рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 N 1825-р Министерству финансов Российской Федерации предписано направить в 2003 году на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве, произошедших в 2001 - 2003 годах, ассигнования в размере 6342771,616 тыс. рублей в счет средств, поступающих в погашение задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом по ранее выданным бюджетным ссудам, по полученному в 1995 году товарному кредиту на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям, по полученным в 1992 - 1994 годах организациями агропромышленного комплекса и потребительской кооперации централизованным кредитам и начисленным по ним процентам, с отражением указанных операций по разделам "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" и "Прочие расходы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации с распределением согласно приложению. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано обеспечить направление указанных средств на компенсацию материального ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате стихийных бедствий в 2001 - 2003 годах.
Согласно приложению к указанному распоряжению Республике Северная Осетия - Алания на указанные цели выделено 54 075 700 рублей. Не получив возмещения вреда в соответствии с указанным распоряжением, и посчитав, что его права нарушены, кооператив обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что принадлежащая кооперативу пасека, пострадала от стихийного бедствия, возникшего в связи со сходом ледника "Колка". Указанное подтверждено комиссионным актом обследования и экспертизы ущерба от 29.10.2002, утвержденным главой администрации местного самоуправления Пригородного района, составленным с участием специалистов ГО и ЧС. В акте содержится информация о том, что сумма ущерба составила 760 тыс. рублей.
В письме N 05-20/1-812 Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания сообщило, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для адресного финансирования мероприятий направлены списки хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий: произошедшее 19.06.2002 наводнение - 27 269 700 рублей (в том числе аварийно-восстановительные работы - 5 118 900 рублей); засуха (акт от 30.06.2003) и градобитие, произошедшее 10.07.2003 - 26 779 тыс. рублей. Ответчики указывают, что в сумму 54 млн рублей, направленную республике на возмещение убытков от стихийных бедствий, произошедших в 2001-2003 годах, средства на возмещение убытков фермерских хозяйств, пострадавших в результате схода ледника "Колка", не вошли. Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 810, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предложило оказать Республике Северная Осетия-Алания финансовую помощь для частичного покрытия расходов на проведение аварийно-ремонтных работ на пострадавших объектах сельского хозяйства из резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 1 920 тыс. рублей 8 копеек.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 07.12.2005 N 09-05-02/2 указало, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 N 1825-р на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, произошедших в сельском хозяйстве в 2001-2003 годах, Республике Северная Осетия-Алания были направлены ассигнования из федерального бюджета в сумме 54 млн рублей в счет средств, поступающих в погашение задолженности бюджета республики перед федеральным бюджетом по полученным ранее бюджетным ссудам. Учитывая изложенное, судами сделан правильный вывод о том, что денежные средства на ликвидацию последствий стихийного бедствия Республике Северная Осетия-Алания выделены, следовательно, ответчики обязаны компенсировать ущерб, причиненный кооперативу в результате схода ледника.
Довод ответчиков о том, что кооперативом пропущен срок исковой давности для обращения с иском в суд необоснован.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1825-р о финансировании мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий издано 11.12.2003. С этого момента истец узнал о праве на возмещение компенсации. Кооператив обратился в арбитражный суд 24.07.2006, следовательно, срок исковой давности не истек.
Доводы кассационных жалоб по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств и доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям кассационного суда.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушения норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебных актов, в связи с чем кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.02.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу N А61-1259/2006-6 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2008 г. N Ф08-5241/2008 "Судами правомерно произведено взыскание ущерба, возникшего у ответчика в связи со стихийным бедствием за счет средств казны Республики, в связи с выделением на эти цели Республике средств из федерального бюджета"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело