ОАО "Гуковуголь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ИМНС России по г. Красный Сулин (далее налоговая инспекция) от 28.10.03 N 154 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 68 726 рублей 80 копеек штрафа, предложения уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 343 634 рублей и пени по этому налогу в сумме 137 698 рублей 32 копеек.
ИМНС России по г. Красный Сулин также обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с ОАО "Гуковуголь" 68 817 рублей 20 копеек штрафных санкций, начисленных по решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.10.03 N 154.
Решением суда от 23.01.04 требования ОАО "Гуковуголь" удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован отсутствием у налогового органа оснований для привлечения общества к ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и начислению налога на доходы физических лиц с сумм доплат работникам общества за нормативное время передвижения их в шахте от места спуска к месту работы и обратно, поскольку указанные выплаты носят компенсационный характер.
Требования налогового органа удовлетворены в размере 90 рублей 40 копеек ввиду обоснованности начисления этой суммы штрафа на сумму недоимки, образовавшейся вследствие занижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления налогоплательщика. По мнению налогового органа, выплаты работникам за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно не являются теми компенсационными выплатами, которые в силу налогового законодательства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц; данные выплаты никаким законом не установлены, регулировались только коллективным трудовым договором, с позиции трудового законодательства они не являются компенсациями, поэтому исключение их из налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц незаконно.
В судебном заседании ОАО "Гуковуголь" отклонило доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, и просило оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. По мнению налогоплательщика, к данным правоотношениям должны быть применены нормы налогового законодательства, а не трудового.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя заявителя по делу, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованное решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Гуковуголь" в части деятельности шахты "Замчаловская" по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе по исчислению и уплате налога на имущество в период с 01.01.01 по 31.12.02 и налога на доходы физических лиц в период с 01.10.2000 по 31.12.02. Проверкой установлено невыполнение им обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, выразившееся в том, что за 2001-2002 годы ОАО "Гуковуголь" не удержало со своих работников налог на доходы физических лиц от сумм доплат, производимых в соответствии с коллективным договором за нормативное время их передвижения в шахтах от ствола к месту работы и обратно, о чем составлен акт проверки от 30.09.03 N 1115.
Налоговым органом вынесено решение от 28.10.03 N 154 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 68 726 рублей 20 копеек, наложенного на основании пункта 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение обществом обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц и 90 рублей 40 копеек штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса российской Федерации за неполную уплату налога на имущество в результате занижения налогооблагаемой базы. Также обществу предложено уплатить 343 634 рубля налога на доходы физических лиц и 137 698 рублей 32 копейки пени по данному налогу.
Налоговой инспекцией выставлены требование N 28401 об уплате налога и требование N 28399 об уплате налоговой санкции, а также предложено в срок до 04.11.03 уплатить налог на доходы физических лиц и пеню по этому налогу, а также налог на имущество и штрафы.
Не согласившись с решением налогового органа о доначислении налога на доходы физических лиц, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании его недействительным в этой части. Неуплата налогоплательщиком начисленных штрафных санкций в установленный в требовании срок послужила основанием для обращения налогового органа в суд со встречным заявлением о взыскании их в судебном порядке.
Признавая недействительным решение налогового органа от 28.10.03 N 154 в части налога на доходы физических лиц, суд обоснованно исходил из того, что указанные выплаты относятся к компенсационным в соответствии с действующим законодательством и согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Доплата за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1998 года N 452 "О доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно".
Пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации не входят в число нормативных правовых актов, составляющих "законодательство о налогах и сборах". Однако статья 7 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает, что изданные до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой данного Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Таким образом, принятое до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1998 года N 452, установившее доплаты работникам за нормативное время передвижения их в шахте от ствола к месту работы и обратно, в силу Федерального закона N 147-ФЗ входит в систему законодательства о налогах и сборах.
Обоснованность отнесения данных доплат к компенсационным подтверждается также тем, что ранее действующее законодательство о подоходном налоге с физических лиц признавало компенсационный характер этих выплат. Введение в силу главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на доходы физических лиц не является основанием для изменения характера этих выплат.
Таким образом, суд обоснованно указал на правомерность исключения ОАО "Гуковуголь" из налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц выплат работникам за нормативное передвижение в шахте от ствола к месту работы и обратно. Вывод суда об отсутствии у налогового органа оснований для привлечения общества к ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде начисления штрафа в размере 68 726 рублей 20 копеек, начисления к уплате налога на доходы физических лиц в размере 343 634 рублей и пени по этому налогу в размере 137 698 рублей 32 копеек является обоснованным, а решение суда правильным.
Доводы налогового органа на нормы трудового законодательства и на то, что компенсационные выплаты могут устанавливаться только Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, не могут быть приняты во внимание, так как спорные отношения являются налоговыми и регулироваться они должны нормами законодательства о налогах и сборах.
Также является правомерным вывод суда о незаконности требования налогового органа об уплате налоговым агентом за счет его собственных средств доначисленных сумм налога на доходы физических лиц, поскольку нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении сумм налогов, удержанных с налогоплательщиков.
При этом суд правильно руководствовался статьями 24, 45 и 207 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктами 4 и 9 статьи 226 того же кодекса, в соответствии с которыми налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Уплата налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается.
Таким образом, суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены или изменения обжалованного судебного акта, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286-289, 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 23.01.04 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-15762/03- С6-38 оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 апреля 2004 г. N Ф08-1219/04-492А "Вывод суда о незаконности требования налогового органа об уплате налоговым агентом за счет его собственных средств доначисленных сумм налога на доходы физических лиц является обоснованным, поскольку нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении сумм налогов, удержанных с налогоплательщиков"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело