ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края (далее - управление) о взыскании 31 323 рублей 31 копейки убытков, связанных с предоставлением в декабре 2004 года населению льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов).
Решением от 11.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.08.2008, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 26 545 рублей расходов, в остальной части в иске и в удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано. Суд установил, что субвенции, выделенные из федерального бюджета Ставропольскому краю на реализацию Закона о защите инвалидов в 2004 году, в полном объеме использованы по целевому назначению. Материалами дела не подтверждено наличие неиспользованного остатка по выделенным из федерального бюджета субвенциям. Поскольку финансирование реализации Закона о защите инвалидов не обеспечено в полном объеме, иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации. Суды отклонили довод Минфина о пропуске срока исковой давности как необоснованный и исключили из взыскиваемой суммы налог на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что Закон о защите инвалидов не предусматривает разграничение источников финансирования льгот инвалидам. Обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Минфин России обязательства по финансированию льгот в соответствии с Законом о защите инвалидов исполнил в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов соответствуют закону. Иные лица отзывы на жалобу не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что оспариваемые судебные акты надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судом, предприятие в декабре 2004 года предоставляло гражданам Курского муниципального района льготы по оплате 50% стоимости услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом о защите инвалидов. В связи с тем, что затраты по предоставлению льгот в размере 31 323 рублей 31 копейки не компенсированы, предприятие обратилось в суд.
В обоснование заявленного требования предприятие представило в материалы дела списки (реестры) лиц, пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг, документы, на основании которых предоставлялись льготы гражданам (копии удостоверений и справок лиц, имеющих право на льготу), акты сверок, справку о задолженности федерального бюджета.
Суд, исследовав представленные сторонами документы и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что фактическая потребность Ставропольского края в средствах на компенсацию льгот по жилищно-коммунальным услугам в 2004 году превысила установленный в федеральном бюджете объем денежных средств, предназначенный для указанных целей.
В соответствии со статьей 17 Закона о защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). При этом источник финансирования льгот в названном Законе не определен.
Статья 72 Конституции Российской Федерации, абзац 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) относят вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Российская Федерация не вправе устанавливать льготы с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Согласно пунктам 18 и 19 статьи 4 Закона о защите инвалидов (в редакции, действовавшей в спорный период) к компетенции федеральных органов государственной власти относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов (пункты 1, 14 и 15 статьи 5 Закона). Следовательно, из норм Закона о защите инвалидов не следует обязанность субъекта Российской Федерации по финансированию льгот, установленных федеральным законодателем для данной категории населения.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.2005) исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней. Поскольку обязательства по социальной защите инвалидов установлены федеральным законом в соответствии с компетенцией федеральных органов власти, то финансирование таких льгот должно осуществляться из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утверждено положение "О порядке предоставления и расходования средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"" (далее - Положение). Действие постановления продлено Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы. В силу пункта 2 названного Положения предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" введена статья 15.6, согласно которой возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом о защите инвалидов, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Таким образом, в силу указанных правовых норм расходы, связанные с предоставлением в спорный период льгот по оплате за теплоснабжение, должны финансироваться из федерального бюджета. Исполнение Минфином в полном объеме обязательств по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", субъекту Российской Федерации не может служить обстоятельством, освобождающим федеральный бюджет в лице Минфина от погашения образовавшейся задолженности.
Суд всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства и пришел к правильным выводам. Основания для отмены или изменения судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.06.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 по делу N А63-269/08-С3-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 октября 2008 г. N Ф08-6341/2008 "Поскольку льгота установлена федеральным законом, при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с РФ независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело