Негосударственное образовательное учреждение "Ессентукский институт управления, бизнеса и права" (далее - Институт) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Ессентуки (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 14.07.03 N 000623 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 000 рублей штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины при взимании платы за обучение студентов.
Решением от 29.10.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.01.04, постановление налоговой инспекции от 14.07.03 N 000623 признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Института прекращено со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что деятельность образовательного учреждения не является предпринимательской, поэтому заявитель не является субъектом административного правонарушения по статье 14.5 названного Кодекса.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять решение об отказе в удовлетворении заявления Института. В обоснование кассационной жалобы указано, что в соответствии с действующим законодательством образовательные учреждения обязаны применять контрольно-кассовые машины при взимании платы за оказанные услуги по обучению.
В отзыве институт просит кассационную жалобу отклонить и оставить в силе обжалованные судебные акты, ссылаясь на их законность.
В судебном заседании представитель института возражал против удовлетворения жалобы по указанным в отзыве мотивам.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя института, считает, что кассационная жалоба налоговой инспекции не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.07.03 при проведении налоговой инспекцией проверки соблюдения Институтом законодательства о контрольно-кассовой технике установлен факт неприменения контрольно-кассовой машины при внесении платы за обучение в соответствии с договорами возмездного оказания услуг по получению высшего образования. При этом денежные расчеты осуществлялись по приходно-кассовым ордерам. По данному факту составлен акт проверки от 10.07.03 N 001954.
По окончании проведения административного расследования составлен протокол об административном правонарушении от 14.07.03 N 003201, в котором отражен факт осуществления Институтом денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
На основании материалов проверки заместителем руководителя налоговой инспекции принято постановление от 14.07.03 N 000623 о привлечении Института к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания 30 000 рублей штрафа.
Признавая незаконным постановление налоговой инспекции, суд указал, что оказание услуг по обучению студентов не является предпринимательской деятельностью, поэтому на указанные правоотношения законодательство о применении контрольно-кассовой техники не распространяется.
Указанный вывод не противоречит действующему законодательству.
Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Глава 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, куда входит статья 14.5, регулирует правоотношения при совершении административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.
Согласно Уставу Ессентукский институт управления, бизнеса и права является негосударственным образовательным учреждением и не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
Деятельность государственных и негосударственных образовательных учреждений регулируется Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92 N 3266-1. В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"" от 13.01.96 N 12-ФЗ образовательная деятельность не относится к предпринимательской и образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности независимо от их организационно - правовых форм освобождены от уплаты всех видов налогов. В связи с этим суд обоснованно указал на то, что образовательная деятельность не подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности, в том числе и законодательства о применении контрольно-кассовых машин.
Следовательно, вывод суда об отсутствии в действиях Института состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует действующему законодательству.
При указанных обстоятельствах суд правомерно признал незаконным постановление о привлечении Института к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины при расчетах за оказанные услуги по обучению и прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 и статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 29.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 19.01.04 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-3138/03-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2004 г. N Ф08-1295/04-520А "Суд обоснованно указал на то, что образовательная деятельность не подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности, в том числе и законодательства о применении контрольно-кассовых машин"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело