Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кущевском районе (далее - управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО "Южная телекоммуникационная компания" о взыскании 21 799 рублей 52 копеек задолженности, в том числе 16 996 рублей 10 копеек излишне уплаченных по договору об оказании услуг электросвязи и 4 803 рублей 42 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с октября 2001 года по июль 2002 года.
Решением от 24.11.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.01.04, исковые требования удовлетворены частично с ответчика в пользу истца взыскано 18 355 рублей 78 копеек, из которых 16 996 рублей 10 копеек долг и 1 359 рублей 68 копеек проценты по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. В остальной части иска отказано.
Судебные акты мотивированы неправомерным применением ответчиком по отношению к истцу тарифов на услуги связи, установленные для коммерческих организаций, в то время как истец является бюджетной организацией.
ОАО "Южная телекоммуникационная компания" обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении иска. Заявитель жалобы полагает, что управление Пенсионного фонда, являясь самостоятельным финансово-кредитным учреждением, не может быть отнесен к бюджетным организациям, так как его средства формируются за счет доходов от капитализации средств и других поступлений.
В судебном заседании представитель ОАО "Южная телекоммуникационная компания" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя стороны, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 04.07.01 между сторонами заключен договор возмездного оказания услуг связи N 781, по которому ОАО "Южная телекоммуникационная компания" (исполнитель) оказывает услуги электросвязи управлению Пенсионного фонда (заказчик), оплачиваемые в порядке и на условиях, предусмотренных договором. Тарифы на услуги связи в договоре не указаны. Пунктом 3.1 договора установлено, что оплата производится ежемесячно согласно действующим тарифам, которые устанавливаются ответчиком самостоятельно.
Согласно решению правления МАП Российской Федерации от 17.12.01 N 45/05-39 "Об утверждении тарифов на услуги телефонной связи, государственное регулирование которых осуществляет МАП России, предоставляемые ОАО "Южная телекоммуникационная компания" на территории Краснодарского края" следует, что потребители услуг связи разделены на 3 категории: - организации, не финансируемые из соответствующих бюджетов; - организации, финансируемые из соответствующих бюджетов; - население.
Из материалов дела видно и ответчиком не оспаривается, что к истцу применялись тарифы, установленные для организаций, не финансируемых из соответствующих бюджетов.
Истец оплачивал выставленные ответчиком счета на оплату услуг связи, рассчитанную исходя из указанных тарифов.
Управление Пенсионного фонда, полагая, что, будучи государственным учреждением, должно производить оплату по тарифу для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, истец обратился с настоящим иском о возврате излишне уплаченных сумм.
Выводы судебных инстанций о правомерности заявленных требований соответствуют нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются надлежащими доказательствами.
В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, которое выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Как следует из пункта 4 указанного Положения, денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет иных, чем средства федерального бюджета, поступлений.
Исходя из этого и полагая, что к соответствующим бюджетам акты МАП России, определяющие категории потребителей услуг связи, не относят бюджеты внебюджетных фондов, заявитель жалобы полагает, что истец не относится к организациям, оплачивающим услуги по льготным тарифам.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация, созданная для осуществления функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из бюджета государственного внебюджетного фонда, является бюджетным учреждением. Статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" устанавливает, что страховщиками являются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Как следует из статьи 5 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Согласно статьям 6, 144, 148, 164 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы внебюджетных фондов (в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации), их учреждения являются участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне.
Указанные нормы позволяют отнести органы Пенсионного фонда к организациям, имеющим право на льготу по оплате услуг связи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям одной стороны в обязательстве к другой стороне о возврате исполненного в связи с этим обязательством применяются правила, предусмотренные законодательством о неосновательном обогащении.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования о взыскании 16 996 рублей 10 копеек неосновательного обогащения, возникшего вследствие завышения ответчиком тарифа на услуги связи. Решение суда в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами соответствует статьям 314 и 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судами первой и апелляционной инстанций дана полная и всесторонняя оценка доказательствам, представленным сторонами, в результате чего арбитражный суд пришел к правильному выводу о недопустимости применения при расчетах с истцом тарифов, установленных для коммерческих организаций.
Нормы права при разрешении спора судом применены правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебных актов, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 24.11.03 и постановление апелляционной инстанции от 29.01.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12770/03-44/258 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 2004 г. N Ф08-1737/04 "Решение суда о взыскании с ответчика излишне уплаченной платы за услуги связи является обоснованным, так как ответчик при выставлении счетов на оплату не учел, что истец является бюджетной организации"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело