ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края, Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского муниципального района (далее - управление соцзащиты) о взыскании 203 454 рублей 54 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в декабре 2002 и декабре 2004 года 50-процентной льготы по оплате водоснабжения и водоотведения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов).
Решением от 18.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.08.2008, Минфин России заменен на надлежащего ответчика - Российскую Федерацию в лице Минфина России, Минфин Ставропольского края - на надлежащего ответчика Ставропольский край в лице Минфина Ставропольского края. С Российской Федерации в лице Минфина России в пользу предприятия взыскано 112 855 рублей 93 копейки убытков, возникших в связи с предоставлением льгот в декабре 2004 г., в остальной части требований отказано в связи с исключением из взыскиваемой суммы налога на добавленную стоимость. Во взыскании 70 284 рублей 51 копейки расходов за декабрь 2002 г. отказано в связи с истечением срока исковой давности. В иске к остальным ответчикам отказано. Суды установили, что субвенции, выделенные из федерального бюджета Ставропольскому краю на реализацию Закона о защите инвалидов в 2002 г. и 2004 г., в полном объеме использованы по целевому назначению. Поскольку финансирование реализации Закона о защите инвалидов не обеспечено в полном объеме, иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации. Суды отклонили довод Минфина о пропуске срока исковой давности по требованию за декабрь 2004 г.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты в части отказа в иске, полагая, что суды необоснованно исключили НДС из суммы расходов предприятия по предоставлению льгот и применили исковую давность по требованию о компенсации расходов, возникших в связи с предоставлением льгот в 2002 г.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить судебные акты и отказать в иске в полном объеме. По мнению заявителя, Закон о защите инвалидов не предусматривает разграничение источников финансирования льгот инвалидам. Обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Минфин России исполнил в полном объеме обязательства по финансированию льгот в соответствии с Законом о защите инвалидов.
Отзывы на жалобы не представлены.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предприятие и управление соцзащиты заключили договоры от 28.04.2001 N 5 и от 10.03.2004 N 14 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом о защите инвалидов.
При рассмотрении спора суды установили, что предприятие в декабре 2002 года и декабре 2004 года предоставляло гражданам Георгиевского района льготы по оплате 50% стоимости услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом о защите инвалидов. В связи с тем, что затраты по предоставлению льгот компенсированы не в полном объеме, предприятие обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования предприятие представило в материалы дела списки (реестры) лиц, пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг, удостоверенные управлением соцзащиты, счета-фактуры и справки о задолженности федерального бюджета, составленные в порядке, установленном постановлением Правительства Ставропольского края от 26.05.2005 "О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством".
В соответствии со статьей 17 Закона о защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). При этом источник финансирования льгот в названном Законе не определен.
Статья 72 Конституции Российской Федерации, абзац 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) относят вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Российская Федерация не вправе устанавливать льготы с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Согласно пунктам 18 и 19 статьи 4 Закона о защите инвалидов (в редакции, действовавшей в спорный период) к компетенции федеральных органов государственной власти относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов (пункты 1, 14 и 15 статьи 5 Закона). Следовательно, из норм Закона о защите инвалидов не следует обязанность субъекта Российской Федерации по финансированию льгот, установленных федеральным законодателем для данной категории населения.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.2005) исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней. Поскольку обязательства по социальной защите инвалидов установлены федеральным законом в соответствии с компетенцией федеральных органов власти, то финансирование таких льгот должно осуществляться из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утверждено положение "О порядке предоставления и расходования средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"" (далее - Положение). Действие постановления продлено Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы. В силу пункта 2 названного Положения предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" введена статья 15.6, согласно которой возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом о защите инвалидов, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Таким образом, в силу указанных правовых норм расходы, связанные с предоставлением в спорный период льгот по оплате за водоснабжение и водоотведение, должны финансироваться из федерального бюджета.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные доказательства, суды установили, что в спорный период Минфин Ставропольского края в полном объеме выполнил обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона о защите инвалидов, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Минфин России не представил доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации средств федерального бюджета. Задолженность образовалась в связи с превышением размера фактических расходов на предоставление льгот над установленными лимитами выделенных Ставропольскому краю средств федерального бюджета. По состоянию на 01.01.2005 задолженность по финансированию данных расходов составила 385 600 тыс. рублей.
До принятия решения по делу Минфин России заявил об истечении срока исковой давности. Суд первой инстанции правильно применив нормы статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно указал на пропуск предприятием срока исковой давности по требованию о взыскании расходов за декабрь 2002 года и отказал во взыскании 70 284 рублей 51 копейки. Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы предприятия о перерыве течения срока исковой давности составлением актов сверок, поскольку надлежащий ответчик - Минфин России не являлся участником краевой инвентаризационной комиссии и справку о задолженности федерального бюджета не подписывал.
Суды также обоснованно в соответствии с положениями статей 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации исключили из взыскиваемой суммы НДС, удовлетворив требования о взыскании расходов за декабрь 2004 года в размере 112 855 рублей 93 копеек.
Основания для отмены или изменения решения и постановления апелляционного суда по доводам кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.06.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 по делу N А63-14575/2007-С3-16 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 октября 2008 г. N Ф08-5946/2008 "Возложение обязанности по финансированию льгот на другой уровень власти должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело