Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 30 октября 2008 г. N Ф08-6549/2008
(извлечение)
ЗАО "АР Картон" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 30.10.2007 N 07-01-16/02789дсп в части доначисления 20 878 429 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предложения внести изменения и уточнения в бухгалтерский учет и отчетность и подать уточненные налоговые декларации (с учетом отказа от части требований).
Решением суда от 11.06.2008 заявление удовлетворено, в части требований, от которых общество отказалось, производство по делу прекращено.
Судебный акт мотивирован тем, что право на возмещение из бюджета НДС возникло у заявителя в налоговом периоде, в котором сумма налога фактически перечислена им в бюджет.
Законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что налоговый период, в котором исчисляется сумма НДС и налоговый период, в котором у налогового агента возникает право на налоговый вычет этой суммы, различны. Уплата НДС налоговыми агентами производится по отдельному коду бюджетной классификации, поэтому излишне перечисленные организацией как налогоплательщиком суммы налога не могут быть автоматически зачтены в счет погашения задолженности по текущим платежам в бюджет. Сумма НДС поступит в бюджет только после подачи налоговой декларации и до этого момента будет иметь статус излишне уплаченной суммы налога.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах, в том числе, по НДС за период с 01.10.2004 по 01.07.2007.
По результатам проверки составлен акт от 26.09.2007 N 07-01-16/02622дсп и принято решение от 30.10.2007 N 07-01-16/02789дсп о доначислении обществу, в числе прочего, 20 878 429 рублей НДС. Заявителю предложено внести изменения и уточнения в бухгалтерский учет и отчетность и подать уточненные налоговые декларации.
Считая решение налоговой инспекции в этой части незаконным, общество в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации оспорило его в арбитражный суд.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Удовлетворяя требования общества, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты. В пункте 2 статьи 171 Кодекса указано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.
Согласно статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога (пункт 1).
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база, указанная в пункте 1 названной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 данной статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2).
Согласно пункту 4 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 Кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.10.2003 N 384-О разъяснил, что в силу пункта 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги и сам исчисляет, удерживает и уплачивает налог на добавленную стоимость, он, соответственно, имеет право на вычет уплаченных сумм. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, является счет-фактура.
Из приведенных норм следует, что право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость возникает в том налоговом периоде, когда сумма налога на добавленную стоимость, удержанная налоговым агентом со своего контрагента согласно выставленному счету-фактуре, фактически перечислена в бюджет.
Суд установил, что общество заявило к вычету НДС в 2004 году за октябрь в сумме 1 411 033 рублей, за ноябрь - 776 989 рублей, за декабрь - 777 030 рублей; в 2005 году за январь - 535 060 рублей, за февраль - 446 790 рублей,за март - 1 073 422 рублей, за апрель - 166 548 рублей, за май 406 265 рублей, за июнь - 852 209 рублей, за июль - 1 701 000 рублей, за август - 1 093 087 рублей, за сентябрь - 569 185 рублей, за октябрь - 37 534 рубля, за ноябрь - 82 175 рублей, за декабрь - 41 136 рублей; в 2006 году за февраль - 85 193 рублей, за апрель - 15 941 рубля, за май - 6 147 рублей, за июнь 261 694 рублей, за июль - 10 124 рублей, за август - 72 221 рублей, за сентябрь - 139 694 рублей, за октябрь - 9 150 947 рублей, за ноябрь - 1 138 118 рублей, за декабрь - 2 220 171 рубля; в 2007 году за январь - 74 312 рублей, за февраль - 58 958 рублей, за март - 69 347 рублей. Оплата указанных сумм налога осуществлена заявителем в те же месяцы, что налоговая инспекция не оспаривает.
При таких обстоятельствах суд пришел к законному и обоснованному выводу об отсутствии у заинтересованного лица оснований для отказа в возмещении НДС.
Доводы подателя жалобы не основаны на нормах налогового законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормы права применены судом правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17 и 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, перечислившую в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей платежным поручением от 12.09.2008 N 498.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2008 по делу N А32-1953/2008-34/20 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2008 г. N Ф08-6549/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело