Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ООО "Торговый дом "Центральный казачий рынок"" и ООО "Городской рынок", выразившегося в непринятии мер по приведению отношений, связанных с деятельностью рынков, в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ), и обязании указанных юридических лиц принять меры по правовому регулированию отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по розничной продаже товаров, в соответствии с Законом N 271-ФЗ (уточненные требования, т.1, л.д. 127 - 129).
Решением от 09.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.08.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что ООО "Торговый дом "Центральный казачий рынок"" и ООО "Городской рынок" не являются субъектами правоотношений по организации розничного рынка, организации и осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке.
Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что ООО "Торговый дом "Центральный казачий рынок"" и ООО "Городской рынок", передав имущество в аренду, уклоняются от выполнения требований Закона N 271-ФЗ, в частности статьи 24 этого Закона, согласно которой организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями данного Федерального закона не позднее 1 августа 2007 года. В судебном заседании представитель управления просил суд отменить решение и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Мэрия г. Элисты (далее - мэрия) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы полагает, что действие Закона N 271-ФЗ распространяется на деятельность ООО "Торговый дом "Центральный казачий рынок"" и ООО "Городской рынок", поскольку указанные общества обладают на праве собственности имущественными комплексами, предназначенными для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что решение и постановление апелляционного суда надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Торговый дом "Центральный казачий рынок"" и ООО "Городской рынок" являются собственниками недвижимого имущества в виде комплекса со специально оборудованными торговыми местами для осуществления деятельности по продаже товаров. Имущественный комплекс передан в аренду ООО "Аврио" (договоры от 27.04.2007), которое в свою очередь передало имущество в аренду индивидуальным предпринимателям Харченко В.Ю. и Тимченко О.И. (договоры аренды от 28.04.2007 и 01.01.2008). Предприниматели Харченко В.Ю. и Тимченко О.И. передали торговые места в аренду другим предпринимателям и гражданам для осуществления хозяйственной деятельности.
Полагая, что бездействие ООО "Торговый дом "Центральный казачий рынок"" и ООО "Городской рынок" по приведению деятельности в соответствие с Законом N 271-ФЗ приводит к многочисленным административным правонарушениям в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, управление обратилось в арбитражный суд.
При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления ООО "Торговый дом "Центральный казачий рынок"" и ООО "Городской рынок" деятельности по организации розничного рынка при отсутствии разрешения.
Закон N 271-ФЗ регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией (пункт 4 статьи 8 Закона N 271-ФЗ). Управляющая рынком компания -юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Закона N 271-ФЗ).
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу, что в рассматриваемом случае ООО "Торговый дом "Центральный казачий рынок"" и ООО "Городской рынок" не являются лицами, обязанными получить разрешение на право организации розничного рынка, поскольку в связи с передачей имущества в аренду не занимаются деятельностью по организации розничных рынков, организации и осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке. Данный вывод соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
При обращении в суд с заявлением о признании незаконным бездействия заинтересованных лиц, выразившегося в непринятии мер по приведению отношений, связанных с деятельностью рынков, в соответствие с требованиями Закона N 271-ФЗ, управление руководствовалось исключительно признаком принадлежности имущества ООО "Торговый дом "Центральный казачий рынок"" и ООО "Городской рынок" на праве собственности.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя пояснил, что одним из оснований для обращения управления в арбитражный суд послужили факты нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства предпринимателями Тимченко О.Н. и Харченко В.Ю, использующими имущественный комплекс по договорам аренды для организации деятельности по продаже товаров на розничном рынке. Однако основание и предмет заявленных требований не соотносятся с субъектами, которым данные требования предъявлены.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на необоснованное неприменение судебными инстанциями к спорным правоотношениям статьи 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно данной норме права уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения ООО "Торговый дом "Центральный казачий рынок"" и ООО "Городской рынок" норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу. Доводы жалобы являлись предметом исследования судебных инстанций и правомерно отклонены как необоснованные.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.06.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 по делу N А22-343/2008/13-32 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2008 г. N Ф08-6607/2008 "Суд пришел к правильному выводу, что общества не являются лицами, обязанными получить разрешение на право организации розничного рынка, поскольку в связи с передачей имущества в аренду не занимаются деятельностью по организации розничных рынков, организации и осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело