См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2010 г. по делу N А61-695/2008
ВМУП "Владикавказэнерго" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к ОАО "Севкавказэнерго" (далее - общество) о взыскании 125 223 890 рублей 20 копеек задолженности по оплате услуг по приему, передаче и распределению электрической энергии, оказанных с января по декабрь 2007 г. (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.07.2008 иск удовлетворен. Суд признал обоснованным расчет задолженности ответчика, составленный с учетом объема энергии, принятой предприятием от общества для доставки абонентам последнего, за вычетом нормативных технических потерь в сетях истца и с учетом утвержденного РСТ Республики Северная Осетия - Алания тарифа на услуги в размере 131 рубля 73 копеек МВт/ч (без учета НДС) за передачу энергии среднего напряжения (СН-II) и 266 рублей 09 копеек МВт/ч (без учета НДС) за передачу энергии низкого напряжения (НН). Доводы общества об отсутствии надлежащих доказательств доставки предприятием абонентам всего объема энергии, наличии в сетях истца сверхнормативных потерь, неправомерном использовании тарифа, не опубликованного в установленном нормативными актами порядке, признаны необоснованными.
Постановлением апелляционного суда от 29.08.2008 решение от 04.07.2008 отменено, в иске отказано. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоответствии представленного истцом расчета задолженности договору на оказание услуг, так как при отсутствии документально подтвержденного объема энергии, принятой абонентами из сетей истца, энергия по условиям договора считается не переданной. Суд также указал, что постановление РСТ Республики Северная Осетия - Алания от 29.12.2006 N 80, которым истцу утвержден тариф на услуги по передаче электроэнергии, не было опубликовано, поэтому тариф не может быть использован в расчетах.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение от 04.07.2008. Заявитель утверждает, что по его сетям абонентам общества доставлен весь объем электроэнергии, в связи с чем в силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги. Возможность для сбора от абонентов ответчика информации об объеме полученной ими энергии у предприятия отсутствовала в связи с неисполнением обществом установленной нормативными актами обязанности по передаче сетевой организации полных сведений об абонентах. Невыполнение обществом указанной обязанности установлено при рассмотрении арбитражным судом другого спора между теми же сторонами. Представители предприятия не допускались к снятию показаний приборов учета у абонентов ввиду отсутствия с ними договоров. Договором на оказание услуг предусмотрено, что при отсутствии сведений от абонентов у сетевой организации сведения об объеме полученной абонентами энергии предоставляются обществом. Общество такой информацией располагало, так как получало от абонентов соответствующую плату за весь полученный ими объем энергии. Постановление РСТ Республики Северная Осетия - Алания от 29.12.2006 N 80 об утверждении на 2007 год тарифа на оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям предприятия принято только для расчетов между предприятием и обществом и доведено до них, поэтому не нуждалось в публикации. Тариф на оказание услуг является составной частью тарифа общества для расчетов с потребителями, опубликованного в средствах массовой информации.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая постановление апелляционного суда законным и обоснованным. Обязанность сетевой организации по предоставлению данных коммерческого учета о количестве фактически переданной потребителям электрической энергии установлена пунктом 159 Правил функционирования розничных рынков. Без этих сведений исполнитель не может требовать оплаты услуг, поскольку невозможно установить их объем. Постановление РСТ об установлении предприятию тарифа является, по мнению общества, нормативно-правовым актом, устанавливающим правила поведения для неопределенного круга лиц, а потому обязательна его публикация. Неопубликованный тариф не подлежит применению.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество (заказчик) и предприятие (исполнитель) заключили договор от 27.06.2006 оказания услуг по приему, передаче и распределению электрической энергии, согласно которому исполнитель обеспечивает передачу электрической энергии по присоединенным сетям потребителям (абонентам) заказчика. Договор заключен на срок до 31.12.2006, однако стороны предусмотрели, что договор считается продленным на следующий год на тех же условиях, если до окончания срока договора потребитель услуг не заявит о его изменении или расторжении. Фактическое количество принятой от заказчика энергии определяется средствами измерения и фиксируется в двусторонних актах заказчика и сетевой организации. Фактическое количество переданной абонентам энергии (объем оказанных услуг) определяется по правилам пунктов 3.2 или 3.3 договора. В соответствии с пунктом 3.2 фактическое количество переданной электроэнергии определяется по состоянию на последнее число расчетного месяца как объем электроэнергии, доставленный исполнителем абонентам в точках передачи по соответствующим уровням (диапазонам) напряжения и подтвержденный актами, подписанными абонентом и сетевой организацией. Сведения о фактическом количестве переданной электроэнергии направляются исполнителем в письменном виде заказчику в виде реестра. К реестру в обязательном порядке прилагаются оригиналы актов, подписанных абонентами и сетевой организацией (пункт 3.2.1). Согласно пункту 3.3 договора, если исполнитель не представил акты переданной электроэнергии, фактическое количество переданной электроэнергии определяется на основании информации, поступившей исполнителю непосредственно от соответствующих абонентов. В случае если такой информации не поступило, электроэнергия для соответствующих абонентов не является переданной.
Апелляционный суд пришел к выводу, что неисполнение предприятием обязанности по предоставлению за январь - декабрь 2007 года актов с абонентами об объеме полученной ими энергии исключает возможность определения объема оказанных услуг, без чего невозможно взыскание с заказчика соответствующей платы. В обоснование указанного вывода суд сослался на пункт 159 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в соответствии с которым сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
Однако по условиям договора при неисполнении сетевой организацией указанной обязанности у заказчика возникает право на определение объема услуг в соответствии с информацией, получаемой им от абонентов без участия сетевой организации. По смыслу пункта 3.3 договора исполнитель должен согласиться с таким способом определения объема услуг. Истец обоснованно указывал, что получение обществом платы от абонентов за весь предусмотренный договорами энергоснабжения объем электроэнергии свидетельствует о том, что этот объем энергии фактически абонентам доставлен. Общество при рассмотрении спора не ссылалось на неполучение от абонентов какой-либо части платы за энергию по причине того, что часть энергии абонентам не передана.
Наличие в договоре перечня доказательств, которыми должно подтверждаться исполнение обязательств сетевой организацией, не исключает при возникновении спора подтверждение исполнения обязательства иными допустимыми доказательствами.
Отсутствие со стороны абонентов претензий по поводу недополучения электроэнергии означает, что они получили энергию в полном объеме. Доказывание обратного, в том числе наличия в сетях предприятия сверхнормативных потерь, является обязанностью потребителя услуг. Поскольку общество таких доказательств не представило, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предприятием обществу в спорном периоде оказаны услуги в объеме, соответствующем количеству энергии, полученной от общества для доставки за вычетом нормативно установленных потерь.
В соответствии со статьями 9 и 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При наличии в заключенном договоре обязанности обеих сторон по получению от абонентов сведений о фактически доставленной им электроэнергии и обоюдном неисполнении этой обязанности отказ от оплаты услуг только со ссылкой на неисполнение обязанности одной стороной не может быть признан обоснованным.
Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь содержится в разделе V Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. Согласно пункту 36 Правил фактические потери электрической энергии в электрических сетях определяются как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации. В пунктах 39 и 40 Правил указано, что нормативы потерь устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящими Правилами и методикой определения нормативных и фактических потерь электрической энергии в электрических сетях. Таким образом, Правилами презюмируется, что с учетом проверенного соответствующим органом власти технического состояния энергетических сетей конкретной сетевой организации потери в ее сетях составляют определенную индивидуально установленную величину, что не лишает поставщика, использующего сети лица, оказывающего соответствующие услуги, права доказать превышение потерь над нормативом. Ответчик по настоящему делу таким правом не воспользовался.
Утверждение апелляционной инстанции о том, что тариф на оплату услуг предприятия не может применяться в расчетах, основано на пункте 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109), согласно которому постановление регулирующего органа об установлении тарифов публикуется в установленном порядке. В то же время в информационном письме Федеральной службы по тарифам от 03.04.2008 разъяснено, что обязательному опубликованию подлежат нормативно-правовые акты об установлении тарифов, т. е. акты, устанавливающие правила поведения для неопределенного круга лиц. Тариф на услуги предприятия (в отличие от тарифов общества на оплату продаваемой им энергии) касается только предприятия и общества, т. е. определенного круга лиц. Кроме того, тариф предприятия включен в опубликованный тариф общества на отпуск электроэнергии и доведен до обеих сторон, в связи с чем соответствующее постановление РСТ не нуждалось в публикации.
Суд первой инстанции правильно применил названные нормы исходя из фактических обстоятельств дела, установленных в полном объеме, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствовали законные основания для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 по делу N А61-695/2008-10 отменить, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.07.2008 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2008 г. N Ф08-6444/2008 "В соответствии со статьями 9 и 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Согласно статье 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело