ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога", правопредшественник филиала "Северо-Кавказская железная дорога" ОАО "Российские железные дороги" (далее железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к Ростовскому территориальному управлению МАП России (далее управление), ООО "Содружество-96" и ООО "Укрсоль" о признании недействительными решения N 238 и предписания от 21.10.03 N 85.
Решением от 15.01.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.03.04, в удовлетворении требования железной дороги отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что железная дорога неправомерно применила тарифы, предусмотренные разделом 15 Прейскуранта N 10-01 для международной железнодорожной перевозки, при расчете провозной платы для груза, следующего по территории Российской Федерации.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, удовлетворит заявленные требования.
По мнению заявителя суд необоснованно квалифицировал переадресовку груза как заключение нового договора перевозки, в связи с чем оплата перевозки груза после его переадресовки должна осуществляться по тарифу, предусмотренному разделом 15 Прейскуранта N 10-01 для международной железнодорожной перевозки.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, железная дорога осуществляло перевозку грузов в международном сообщении для грузополучателей ООО "Укрсоль" и ООО "Содружество-96". По заявкам грузополучателей по прибытии в указанные в железнодорожных накладных пункты груз был переадресован до станций на территории Российской Федерации.
При расчете платы за перевозку грузов после переадресации железная дорога применила тарифы, установленные пунктом 15 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки".
Посчитав неправомерным применение указанного тарифа, ООО "Укрсоль" и ООО "Содружество-96" обратились с заявлением в управление.
Решением от 21.10.03 N 238 действия железной дороги, выразившиеся в необоснованном требовании производить расчеты и необоснованном произведении расчетов за перевозки грузов по территории России по ставкам пункта 15 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки", противоречащими пункту 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Решение мотивировано тем, что расчет за перевозку грузов после их переадресации должен осуществляться по тарифам для перевозок во внутрироссийском железнодорожном сообщении. Кроме того, постановление ФЭК России от 17.12.02 N 92-т/2, которым введены "Правила применения и порядок расчета тарифов на перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении" путем внесения изменений в пункт 15 Прейскуранта N 10-01 не подлежит применению как не вступивший в законную силу нормативный акт, не прошедший государственную регистрацию.
На основании указанного решения управлением выдано предписание от 24.10.03 N 85, согласно которому железная дорога в срок до 14.11.03 обязана устранить последствия допущенных нарушений.
Не согласившись с вынесенными актами управления, истец обратился в арбитражный суд.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях при исполнении договора применяются цены (тарифы, расценки, ставки) установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными Уставами и Кодексами.
В соответствии со статьей 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы на перевозку грузов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством возложены данные функции.
Согласно Федеральному закону "О естественных монополиях" от 17.08.95 N 147-ФЗ, который относит железнодорожные перевозки к сфере деятельности субъектов естественных монополий, вопросы ценового регулирования, установление цен (тарифов) или их предельного уровня находятся в ведении федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Решением Правления ФСЕМТ России от 28.04.98 железная дорога включена в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере железнодорожных перевозок.
В соответствии с пунктом 12 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 N 194 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.01 N 777) государственное регулирование тарифов осуществляют в пределах своей компетенции ФЭК России и МПС России на основании решений Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, контроля над правильностью применения утвержденных в установленном порядке тарифов или их предельного уровня.
17.12.02 ФЭК России приняла постановление N 92-Т/2 "О внесении изменений и дополнений в Прейскурант N 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки" (Тарифное руководство N 1, часть 1 издания 1989 г. и часть 2 издания 1994 г.), изменившее тарифы на перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении.
Постановление ФЭК России от 17.12.02 N 92-Т/2 опубликовано в ежедневной транспортной газете "Гудок" за 20.12.02, а также в изданиях "Информационный бюллетень ФЭК РФ" N 24 от 30.12.02 и "Информационный бюллетень ФЭК РФ" N 1 от 09.01.03.
Статья 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации устанавливает особый порядок введения в действие нормативных актов, регулирующих изменение тарифов на перевозку грузов. Согласно указанной норме сведения об изменениях тарифов на перевозки грузов, а также сборов сообщаются в средствах массовой информации не позднее чем за 10 дней до введения таких изменений федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В отличие от статьи 5 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, предусматривающей обязательную регистрацию правил перевозок грузов Министерством юстиции Российской Федерации, статья 7 Устава, регулирующая порядок установления тарифов на перевозки грузов, такого предписания не содержит.
Транспортный устав железных дорог Российской Федерации имеет преимущественную юридическую силу по отношению к Указу Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Таким образом, исходя из содержания и смыслового назначения постановления ФЭК России, которым внесены изменения в пункт 15 Прейскуранта N 10-01 "Правила применения и порядка расчетов тарифов на перевозки грузов в прямом международном сообщении", оно не подлежит обязательной государственной регистрации в Минюсте России.
Из указанного следует, что, применяя тариф, установленный пунктом 15 Прейскуранта N 10-01 "Правила применения и порядка расчетов тарифов на перевозки грузов в прямом международном сообщении", железная дорога обоснованно применяла его в редакции, утвержденной постановлением ФЭК России от 17.12.02 N 92-Т/2.
В то же время выводы суда апелляционной инстанции о неправомерном применении железной дорогой указанных ставок при расчете провозной платы за перевозки грузов после его переадресовки по новым перевозочным документам являются обоснованными, соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьей 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.03 N 17-ФЗ предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 N 194, определен общий порядок установления тарифов.
В силу статьи 15 Федерального закона от 10.01.03 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.
В соответствии с пунктом 15.1.1 Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов в прямом международном железнодорожном сообщении (за исключением транзита) от (до) станции отправления (назначения) железных дорог Российской Федерации до (от) пограничных передаточных станций железных дорог Российской Федерации определяется по правилам данного пункта настоящего Тарифного руководства, если международными договорами для таких перевозок не установлены особые тарифы.
Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 19.01.2000 N 2Ц, в пункте 1.4 предусмотрено, что оформленная грузоотправителем в соответствии с настоящими Правилами накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
При рассмотрении спора судом дана оценку тому обстоятельству, что на по прибытии в пункты назначения грузополучателями произведено полное таможенное оформление прибывшего груза. С момента допуска поступившего груза в свободное обращение на территории Российской Федерации международная перевозка закончена. При отправке груза иным получателям истец использовал свое право законного владельца и осуществил распоряжение полученной продукцией.
Судами правомерно указано, что оформление новых железнодорожных накладных с изменением грузоотправителя и грузополучателя является подтверждением заключением нового договора перевозки по территории Российской Федерации. В соответствии с Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 44, а также Правилами переадресовки грузов от 29.03.99 N 7Ц, грузополучателю предоставлено право переадресовать груз со станции назначения в ином направлении. В указанных Правилах не предусмотрено сохранение в любом случае первоначального договора перевозки.
При рассмотрении спора судебные инстанции дали правильную оценку доказательствам того, что переадресовка вагонов грузополучателем производилась после таможенного оформления и выпуска груза в свободное обращение. Суд правомерно сделал вывод о том, что при переотправке вагонов иным грузополучателям возникли отношения по перевозке груза по территории Российской Федерации.
Доводы перевозчика о том, что оформление новых железнодорожных накладных при переадресовке исключает заключение нового договора перевозки, поскольку заявка на переадресовку не содержит все пункты, подлежащие заполнению в заявке на перевозку грузов, подлежит отклонению ввиду следующего. Как указано выше, в силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Отсутствие в заявке на переадресовку груза данных, содержащихся в заявке на перевозку, не означает недостижение сторонами соглашения по поводу содержания указанных пунктов во вновь заключенном договоре перевозки.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Изложенное свидетельствует о том, что судом всесторонне, полно и объективно исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая оценка.
Нормы права при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций правильно применены, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается. При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 15.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.04 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-16080/03-С5-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2004 г. N Ф08-2275/04 "Взыскивая тариф, установленный пунктом 15 Прейскуранта N 10-01 "Правила применения и порядка расчетов тарифов на перевозки грузов в прямом международном сообщении", железная дорога обоснованно применяла его в редакции, утвержденной постановлением ФЭК России от 17.12.02 N 92-Т/2"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело