Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО "Ейский морской порт" (далее - общество):
- о признании недействительным зарегистрированного права собственности общества на следующие объекты недвижимости: складскую площадку западного откоса (свидетельство серии 23-АА N 517844 от 15.04.02), складскую площадку восточного откоса (свидетельство серии 23-АА N 517647 от 15.04.02), подкрановые пути восточного откоса (свидетельство серии 23-АА N 517645 от 15.04.02), железнодорожные пути восточного откоса (свидетельство серии 23-АА N 517844 от 15.04.02), комплекс технических средств пограничного и таможенного контроля (свидетельство серии 23-АА N 513806 от 30.12.05), железнодорожный путь N 20 (свидетельство серии 23-АА N 540774 от 30.12.05), комплектную трансформаторную подстанцию КТП-630-КВА (свидетельство серии 23-АА N 517635 от15.04.02), подкрановые пути западного откоса (свидетельство серии 23-АА N 517648 от 15.04.02);
- о признании права собственности Российской Федерации на следующие объекты, расположенные по адресу по адресу: г. Ейск, территория Морского порта, Портовая аллея, 5: подкрановые пути западного откоса литера VI общей площадью 65 п м, находящиеся непосредственно на федеральном имуществе - Восточный береговой откос; железнодорожный путь N 20 протяженностью 249 п м.; складскую площадку восточного откоса; комплектную трансформаторную подстанцию, находящуюся непосредственно на федеральном имуществе - Восточный береговой откос; складскую площадку западного откоса, частично находящуюся на объекте федеральной собственности - Западный береговой откос нулевой причал; складскую площадку восточного откоса, находящуюся на объектах федеральной собственности: Восточный береговой откос, опора Восточная; подкрановые пути восточного откоса, находящиеся на объекте федеральной собственности - Восточный береговой откос; железнодорожные пути восточного откоса, находящиеся на объекте федеральной собственности - Восточный береговой откос; комплекс технических средств пограничного и таможенного контроля, находящийся на объектах федеральной собственности: Западный береговой откос нулевой причал, грузовая набережная (причалы 1-4), шпора Восточная, Восточный береговой откос;
- о выселении общества со следующих объектов: складской площадки западного откоса, находящейся на объекте федеральной собственности - Западный береговой откос нулевой причал; складской площадки восточного откоса, находящейся на объектах федеральной собственности - Восточный береговой откос, опора Восточная; подкрановых путей восточного откоса; железнодорожных путей восточного откоса, находящихся на объектах федеральной собственности - Восточный береговой откос; комплекс технических средств пограничного и таможенного контроля, находящихся на объектах федеральной собственности - Западный береговой откос нулевой причал, грузовая набережная (причалы 1-4), шпора Восточная, восточный береговой откос; железнодорожного пути N 20, находящегося на площади объектов федеральной собственности - подкрановые пути контейнерной площадки и подкрановые пути тыловые западные, Западный береговой откос нулевой причал; комплектной трансформаторной подстанции КТП-630-КВА, находящейся на объекте федеральной собственности - Восточный береговой откос; подкрановых путей западного откоса, находящихся на объекте федеральной собственности - Западный береговой откос нулевой причал; западного берегового откоса нулевого причала; восточного берегового откоса; открытой складской площадки Восточного причала; открытой складской площадки Западного причала; набережной грузовой; ограждения территории порта; мачты прожекторной; мачты прожекторной Западной шпоры; мачты прожекторной Восточной шпоры; мачты прожекторной (восточная сторона, у элеватора); подкрановых путей тыловых Восточного причала; подкрановых путей контейнерной площадки; подкрановых путей тыловых Западных; подкрановых путей Западной и Восточной набережной; шпоры Восточной; подстанции N 291 (2х630кВт); подстанции N1104 (2x63 0кВт); водопроводной сети; кабельной линии порта 6 кв.; кабельной линии порта 1 кв.;
- о взыскании 90 762 657 рублей 85 копеек неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП "Росморпорт", ООО "ТТДХ" и Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба).
Определением от 05.09.07 требование в части взыскания неосновательного обогащения выделено в отдельное производство.
Решением от 01.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.11.2007 и постановлением кассационной инстанции от 15.01.2008, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что ответчик владеет спорным имуществом, являющимся федеральной собственностью, без правовых оснований и согласия собственника - Российской Федерации.
На основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2007 выдан исполнительный лист от 30.11.2007, возбуждены исполнительные производства N 33587/3772/14/2007, N 34/7127/113/8/2008 в отношении должника - общества.
23 июля 2008 г. общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит в порядке процессуального правопреемства произвести замену взыскателя по делу А32-12641/2007-21/170 (исполнительное производство 34/7127/113/8/2008) Росимущество на Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот). В заявлении общество ссылается на передачу Росморречфлоту функций по управлению федеральным имуществом в морских и речных портах, ранее принадлежащих Росимуществу.
Определением от 31.07.2008 суд отказал в удовлетворении заявления общества о процессуальном правопреемстве в отношении взыскателя. Судебный акт мотивирован тем, что надлежащим истцом и взыскателем по данному делу является Росимущество, а Росморречфлот не является его правопреемником в смысле статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество просит отменить определение от 31.07.2008, принять новый судебный акт об удовлетворении его заявления. Общество считает ошибочным вывод суда об отсутствии оснований для процессуального правопреемства на стадии исполнительного производства в отношении взыскателя, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" функции по распоряжению, использованию по назначению и сохранности в отношении федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении подведомственных Росморречфлоту государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, которые ранее выполнялись Росимуществом, закреплены за Росморречфлотом.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "Росморпорт", поддержало доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании представители общества и ФГУП "Росморпорт" повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве; представитель Росимущества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалованный судебный акт законным и обоснованным, поскольку полномочиями собственника в отношении федерального имущества наделено только Росимущество; представитель ООО "ТТДХ" полагался на усмотрение суда ответствии с роцессуального преемства ым имущество в моских и речных портах влетворения кассационной жалобы___________________.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.12.2008 до 15 час. 30 мин. 11.12.2008.
Изучив материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Так как исполнение судебных актов арбитражного суда представляет собой стадию арбитражного процесса, то на нее распространяются общие положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и нормы статьи 48 Кодекса о процессуальном правопреемстве.
Следовательно, замена стороны ее правопреемником на стадии исполнения судебного акта осуществляется судебным приставом-исполнителем на основании судебного акта арбитражного суда.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 692 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как: "N 691"
Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, Федеральное агентство морского и речного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта.
Полномочия Федерального агентства морского и речного транспорта по управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта конкретизированы в Федеральном законе от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому функции по распоряжению, использованию по назначению и сохранности федеральным имуществом, закрепленным в хозяйственном ведении или в оперативном управлении подведомственных Росморречфлоту государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, которые ранее выполнялись Росимуществом, закреплены за Росморречфлотом.
От имени Российской Федерации в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации). При передаче полномочий от одного органа другому к последнему переходит и право выступать в суде, то есть происходит процессуальное правопреемство.
Возражая против доводов общества, Росимущество сослалось на пункт 1 положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, как на законодательное закрепление его функций по управлению всем федеральным имуществом. Между тем в этом пункте названного положения указано о том, что Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления имуществом Российской Федерации за исключением случаев, когда такие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, Росморречфлот вправе выступать взыскателем по спорным правоотношениям в силу закона.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции, определение от 31.07.2008 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит отменить, а заявление общества о замене взыскателя в порядке процессуального правопреемства - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2008 по делу N А32-12641/2007-21/170 отменить.
Произвести замену взыскателя по делу N А32-12641/2007-21/170 - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, г. Москва, на Федеральное агентство морского и речного транспорта, г. Москва.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2008 г. N Ф08-6385/2008 "От имени РФ в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При передаче полномочий от одного органа другому к последнему переходит и право выступать в суде, происходит процессуальное правопреемство"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело