ООО "ВП КПО" в лице ликвидатора Фостика Д.М. (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сальску (далее - инспекция) с заявлением о признании решения инспекции от 19.06.2008 об отказе в государственной регистрации ликвидации общества недействительным и обязании инспекции зарегистрировать общество в связи с его ликвидацией с 19.06.2008.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество представило недостоверный ликвидационный баланс, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 24.07.2008 и постановление от 24.09.2008, принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что отказ инспекции в регистрации ликвидации по основаниям недостоверности ликвидационного баланса является необоснованным, поскольку ликвидационный баланс на 06.06.2008 достоверно отражает имущественное положение и финансовое состояние ликвидированного юридического лица. Ликвидационный баланс общества является нулевым, в нем отражено списание всех убытков. С даты регистрации промежуточного ликвидационного баланса до окончания срока предъявления требований кредиторов у инспекции имелась возможность предъявить свои требования к ликвидируемому юридическому лицу, однако в адрес общества таких заявлений не поступало.
В судебном заседании представители инспекции возражали против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на собрании участников общества от 19.02.2008 принято решение о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора общества (т. 1, л. д. 27).
21 февраля 2008 года общество направило в инспекцию уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001, получило свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 61 N 006127648 за государственным регистрационным номером 2086153003385, а также уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме Р15002, получило свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 61 N 006127649 за государственным регистрационным номером 2086153003396.
Сообщение о ликвидации общества и предъявлении требований кредиторов опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 9 (162) 05.03.2008 (т. 1, л. д. 28, 29).
В период ликвидации на предприятии проведена выездная налоговая проверка и составлен соответствующий акт от 12.05.2008 N 14. Не согласившись с актом, общество 26.05.2008 направило в адрес налогового органа возражения.
3 июня 2008 года начальник инспекции рассмотрел в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, материалы налоговой проверки, а также возражения налогоплательщика в присутствии ликвидатора общества, о чем свидетельствует протокол рассмотрения возражений от 03.06.2008 N 838. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки начальник инспекции принял решение от 10.06.2008 N 14 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Всего по решению налогового органа обществу начислено к уплате в бюджет штрафных санкций в общей сумме 18 451 рублей 57 копеек, а также предложено уплатить неуплаченные (не полностью уплаченные) налоги в общей сумме 92 257 рублей 86 копеек и пени за несвоевременную уплату налогов в размере 60 869 рублей 71 копейки.
Общество направило в регистрирующий орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и сам промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 05.05.2008, ликвидационный баланс на 06.06.2008, утвержденный протоколом общего собрания от 06.06.2008 (т. 1, л. д. 36 - 39).
19 июня 2008 года инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с указанными действиями, общество обратилось в арбитражный суд, полагая, что оно имеет право ликвидироваться добровольно в порядке, установленном статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В заявлении, адресованном в арбитражный суд, общество ссылается на то, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный действующим законодательством, им соблюден.
Порядок ликвидации юридического лица определен статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Также после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Кроме того, промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Из правового анализа данной нормы следует, что ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 Кодекса.
В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 05.05.2008 заявителем составлен промежуточный ликвидационный баланс и передан в инспекцию, 06.06.2008 обществом представлен ликвидационный баланс. Из ликвидационного баланса, основанного на данных бухгалтерского и налогового учета общества, представленного им в инспекцию, следует, что у общества отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей.
Между тем, судебными инстанциями установлено, что отсутствие у общества кредиторской задолженности по уплате налогов в бюджет на момент подачи им заявления о ликвидации опровергается решением инспекции от 10.06.2008 N 14, основанном на результатах выездной налоговой проверки.
При указанных обстоятельствах, составление ликвидационного баланса при наличии непогашенной задолженности свидетельствует о нарушении обществом порядка проведения ликвидации, предусмотренного статьями 61, 63, 64 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации предприятия в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган должен быть представлен определенный пакет документов, в том числе ликвидационный баланс. Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Исходя из смысла указанных законоположений, ликвидационный баланс общества, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным.
Таким образом, при наличии доказательств, подтверждающих задолженность ликвидируемого юридического лица перед бюджетом, отказ налоговой инспекции в регистрации ликвидации юридического лица, по тем основаниям, что приложенный наряду с другими документами ликвидационный баланс содержит сведения о задолженности по налогам и вследствие этого считается непредставленным (отсутствующим), является правомерным.
Доводы о заявлении инспекцией своих требований после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, несостоятельны, поскольку требования об уплате налогов, пеней и санкций направлены налоговым органом в период деятельности ликвидационной комиссии. В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия должна была исполнить обязанность по уплате налогов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Однако в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 по делу N А53-9546/2008-С1-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 декабря 2008 г. N Ф08-7066/2008 "Суды правомерно отказали в удовлетворении требования общества о признании незаконным отказа ИФНС в регистрации ликвидации общества, поскольку на регистрацию представлен ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело