Предприниматель Дмитриенко Г.Г. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа (далее налоговая инспекция) о признании незаконным постановления от 09.09.03 N 449 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением суда от 08.04.04 заявление удовлетворено ввиду того, что налоговой инспекцией допущены процессуальные нарушения при привлечении предпринимателя к административной ответственности: отсутствуют доказательства уведомления о времени рассмотрения дела, протокол составлен в отсутствие предпринимателя.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что протокол был направлен предпринимателю почтой, а предприниматель была надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения административного дела 09.09.03.
Предприниматель направила телеграмму об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью ее участия в судебном заседании. Данное ходатайство подлежит отклонению, так как суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность судебных актов по имеющимся материалам дела.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, налоговой инспекцией 29.08.03 проведена проверка соблюдения Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в магазине "Добрый", принадлежащем предпринимателю.
01.09.03 составлен протокол об административном правонарушении N 000821/165, зафиксировавший факт неприменения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов (при покупке булочки продавцом не был выбит чек).
По итогам проверки принято постановление от 09.09.03 N 449 о привлечении предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей по статье 14.5 КоАП в связи с неприменением ККТ в установленных законом случаях.
Принимая решение, суд пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом нарушен порядок привлечения предпринимателя к ответственности, установленный КоАП.
В соответствии статьей 28.2 КоАП протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ему разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 указано, что при рассмотрении дела суду необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, которые предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
Нарушение этих положений может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении от 01.09.03 составлен в отсутствие предпринимателя., которому протокол был направлен письмом от 02.09.03. Доказательств принятия мер надлежащего извещения предпринимателя о времени составления протокола налоговая инспекция не представила.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что несоблюдение порядка принятия решения о привлечении к административной ответственности, установленного законом является основанием для принятия судом решения о признании незаконным постановления административного органа и его отмене.
Таким образом, суд правомерно признал незаконным постановление налоговой инспекции о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов.
При указанных обстоятельства доводы налоговой инспекции о надлежащем извещении предпринимателя о времени и месте рассмотрения административного дела 09.09.03 существенного значения по настоящему делу не имеют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 08.04.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32- 21602/2004-11/89-2АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июня 2004 г. N Ф08-2581/04-1014А "Принимая решение, суд пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом нарушен порядок привлечения предпринимателя к ответственности, установленный КоАП, так как протокол составлен без участия предпринимателя, который не был извещен о его составлении"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело