ООО "Стратег" обратилось в арбитражный суд с иском к ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" о взыскании 4 915 733 рублей излишне списанной провозной платы и 196 590 рублей 50 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
До принятия решения ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" в порядке правопреемства заменено на ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее дорога).
Решением от 16.12.03 с дороги в пользу ООО "Стратег" взыскано 4 108 878 рублей 25 копеек долга и 370 283 рублей 22 копейки банковских процентов. В остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что ответчик неправомерно применил прейскурант 10-01 с учетом изменений, внесенных Постановлением ФЭК Российской Федерации N 9т/2 от 17.12.02
По-видимому, в тексте документа допущены опечатки. Номер названного Постановления следует читать как: "N 92-т/2"
Постановлением апелляционной инстанции от 02.03.04 решение суда первой инстанции изменено. Присужденная ко взысканию с железной дороги в пользу ООО "Стратег" сумма уменьшена до 3 495 877 рублей 42 копеек, в том числе 3 209 689 рублей 40 копеек задолженности и 286 188 рублей 2 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд исходил из того, что железная дорога незаконно взимала провозную плату за перевозку грузов по российским железным дорогам, осуществленным после выпуска груза в свободное обращение по новым перевозочным документам, по международным ставкам. При этом вывод суда первой инстанции о неправомерности применения Постановления ФЭК Российской Федерации от 17.12.02 N 9т/2 признан необоснованным.
Железная дорога не согласилась с принятыми судебными актами, обжаловав их в кассационном порядке. Заявитель жалобы полагает, что международный характер перевозки не утрачен в связи с переадресовкой груза, оформленной на станции назначения по новым железнодорожным накладным, поскольку переадресовка груза означает изменение условий договора перевозки, но не заключение нового договора перевозки.
В отзыве на кассационную жалобу просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в ходе исполнения контракта от 10.11.2000 N Н-004/2000 между ЗАО "Оболонь" и ООО "Стратег" на поставку пастеризованного пива и безалкогольных напитков, ЗАО "Оболонь" на условиях DAF - граница Украины железнодорожным транспортом в прямом международном сообщении отправило в адрес истца до станции Марцево груз пастеризованного пива. После проведения установленных процедур по таможенному оформлению, получению груза и раскредитованию перевозочных документов ООО "Стратег" оформлена заявка на переадресовку указанного груза в адрес других грузополучателей, находящихся на территории Российской Федерации в городах Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск, Ессентуки. Перевозка в адрес новых грузополучателей осуществлена на основании новых перевозочных документов за счет грузоотправителя ООО "Стратег". За указанные перевозки с грузоотправителя была взыскана провозная плата, рассчитанная на основании ставок пункта 15 Прейскуранта N 10-01 "Правила применения и порядок расчета тарифов на перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении", утвержденного постановлением ФЭК России от 17.12.02 N 92-Т/2, то есть как за международные перевозки.
Выводы суда апелляционной инстанции о неправомерном применении железной дорогой указанных ставок при расчете провозной платы за перевозки грузов после его переадресовки по новым перевозочным документам являются обоснованными, соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьей 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.03 N 17-ФЗ предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 N 194, определен общий порядок установления тарифов.
В силу статьи 15 Федерального закона от 10.01.03 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.
В соответствии с пунктом 15.1.1 действовавшего в период спорных отношений Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов в прямом международном железнодорожном сообщении (за исключением транзита) от (до) станции отправления (назначения) железных дорог Российской Федерации до (от) пограничных передаточных станций железных дорог Российской Федерации определяется по правилам данного пункта настоящего Тарифного руководства, если международными договорами для таких перевозок не установлены особые тарифы.
По пункту 15.1.2 расчет плат за перевозку грузов осуществляется по тарифам, действующим в день проставления календарного штемпеля:
станции отправления - для грузов, перевозка которых оформлена железнодорожной накладной прямого международного железнодорожного сообщения на весь путь следования;
станции переоформления накладной - для грузов, перевозка которых была осуществлена с переоформлением железнодорожной накладной одного международного транспортного права на другое.
При поступлении груза на станцию Марцево не осуществлено переоформление железнодорожной накладной одного международного транспортного права на другое.
Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 19.01.2000 N 2Ц, в пункте 1.4 предусмотрено, что оформленная грузоотправителем в соответствии с настоящими Правилами накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
При рассмотрении спора судом дана оценку тому обстоятельству, что на станции Марцево грузополучателем произведено полное таможенное оформление прибывшего с территории Республики Украина груза. С момента допуска поступившего груза в свободное обращение на территории Российской Федерации международная перевозка закончена. При отправке груза иным получателям истец использовал свое право законного владельца и осуществил распоряжение полученной продукцией.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что оформление новых железнодорожных накладных с изменением грузоотправителя и грузополучателя является подтверждением заключением нового договора перевозки по территории Российской Федерации. В соответствии с Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 44, а также действовавшими в период спорной перевозки Правилами переадресовки грузов от 29.03.99 N 7Ц, грузополучателю предоставлено право переадресовать груз со станции назначения в ином направлении. В указанных Правилах не предусмотрено сохранение в любом случае первоначального договора перевозки.
Доводы перевозчика о том, что оформление новых железнодорожных накладных при переадресовке исключает заключение нового договора перевозки, поскольку заявка на переадресовку не содержит все пункты, подлежащие заполнению в заявке на перевозку грузов, подлежит отклонению ввиду следующего. Как указано выше, в силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Отсутствие в заявке на переадресовку груза данных, содержащихся в заявке на перевозку, не означает недостижение сторонами соглашения по поводу содержания указанных пунктов во вновь заключенном договоре перевозки.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Изложенное свидетельствует о том, что судом всесторонне, полно и объективно исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая оценка.
Нормы права при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций правильно применены, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается. При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 16.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 02.03.04 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-12742/2003-С1-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 мая 2004 г. N Ф08-1850/04 "В силу статьи 785 Гражданского кодекса РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Отсутствие в заявке на переадресовку груза данных, содержащихся в заявке на перевозку, не означает недостижение сторонами соглашения по поводу содержания указанных пунктов во вновь заключенном договоре перевозки"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело