Комитет по управлению имуществом администрации г. Сочи (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Городскому Собранию г. Сочи и МУП "Ремонтно-эксплуатационная организация N 19" (далее - эксплуатационная организация) о признании недействительным решения Городского Собрания г. Сочи от 26.06.03 N 125 "О передаче нежилых помещений по ул. Павлова, 75а, занимаемых Инспекцией МНС России Лазаревского района, из муниципальной в федеральную собственность".
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое постановление, предусматривающее безвозмездную передачу недвижимого муниципального имущества в федеральную собственность, не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", нарушает право муниципальной собственности, а также право хозяйственного ведения эксплуатационной организации, за которой это имущество закреплено.
Решением от 02.02.04 заявление удовлетворено в отношении Городского Собрания г. Сочи. Суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление не соответствует статьям 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", поскольку оно предусматривает изъятие муниципального имущества у лица, владеющего им на праве хозяйственного ведения, и безвозмездную передачу этого имущества в собственность иных лиц.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.04.04 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано. Выводы суда обоснованы тем, что Городское Собрание г. Сочи в соответствии с Уставом г. Сочи является органом, полномочным осуществлять права собственника муниципального имущества, оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству.
В кассационной жалобе комитет просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права. По его мнению, статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает права собственника совершением им тех действий, которые не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. Ссылаясь на статьи 113, 215 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 31 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления", статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях", статьи 57 и 60 Устава г. Сочи, комитет указывает, что муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении, не может быть передано иному лицу без прекращения этого вещного права, а прекращение права хозяйственного ведения не может быть произведено путем свободного изъятия имущества собственником у владеющего им лица. Заявителем в жалобе также приводятся доводы о том, что он является органом, осуществляющим контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, в связи с чем вправе оспаривать решения Городского Собрания г. Сочи, нарушающие право муниципальной собственности.
В отзыве на жалобу Городское Собрание г. Сочи просит оставить в силе постановление апелляционной инстанции, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела и выслушав представителя Городского Собрания г. Сочи, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, администрация Лазаревского района г. Сочи по договору купли-продажи от 25.04.97 приобрела у ТОО "Нейрон" нежилые помещения общей площадью 425,4 кв. м на 3-м этаже здания, находящегося по адресу: с. Лазаревское, ул. Павлова, 75а. Стоимость имущества оплачена денежными средствами, выделенными целевым назначением из местного бюджета г. Сочи постановлением администрации г. Сочи от 07.05.97 N 289 "О мерах по обеспечению служебным помещением Государственной налоговой инспекции по Лазаревскому району". Этим же постановлением предусмотрено включение приобретенных помещений в реестр муниципальной собственности г. Сочи, принятие их на баланс эксплуатационной организацией и передача в безвозмездное пользование Государственной налоговой инспекции по Лазаревскому району.
По акту приемки-передачи основных средств N 1, не имеющему даты его составления, данные помещения приняты на баланс эксплуатационной организацией.
Согласно выписке из реестра объектов, отнесенных к муниципальной собственности г. Сочи, помещения включены в реестр муниципальной собственности и закреплены за эксплуатационной организацией.
По бессрочному договору от 07.05.97 N 19/105, заключенному комитетом, эксплуатационной организацией и Государственной налоговой инспекцией по Лазаревскому району, помещения переданы последней в безвозмездное пользование.
Оспариваемым решением Городского Собрания г. Сочи от 26.06.03 N 125 помещения, используемые налоговой инспекцией по Лазаревскому району по договору от 07.05.97 N 19/105, переданы из муниципальной собственности в федеральную собственность.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В силу статей 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 10 Устава г. Сочи Городское Собрание г. Сочи является органом местного самоуправления и в соответствии со своей компетенцией, установленной статьями 12, 59 Устава, наделено правом распоряжаться муниципальной собственностью. Названными статьями предусмотрено, что Городское Собрание устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, по решению Городского Собрания администрация города вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки.
Таким образом, Городскому Собранию г. Сочи предоставлены полномочия по непосредственному распоряжению объектами муниципальной собственности путем принятия решений.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение прав эксплуатационной организации, за которой имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, и требований статей 113, 215 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления", статей 2 и 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях", статей 57 и 60 Устава г. Сочи при передаче имущества в федеральную собственность не может быть принята кассационной инстанцией.
В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками и заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу статей 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе заявлять иски только в защиту права муниципальной собственности, следовательно, не правомочны заявлять иски в защиту лиц, за которыми муниципальное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения.
Кроме того, право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества (статья 299 Гражданского кодекса Российской Федерации). Доказательства фактической передачи помещений эксплуатационной организации и фактического вступления во владение этими помещениями, использования в производственной деятельности не представлены. С момента включения в реестр муниципальной собственности нежилые помещения находились в безвозмездном пользовании Государственной налоговой инспекции по Лазаревскому району, а эксплуатационной организации переданы на баланс.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.04 по делу N А32-16685/2003-39/106 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 10 Устава г. Сочи Городское Собрание г. Сочи является органом местного самоуправления и в соответствии со своей компетенцией, установленной статьями 12, 59 Устава, наделено правом распоряжаться муниципальной собственностью. Названными статьями предусмотрено, что Городское Собрание устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, по решению Городского Собрания администрация города вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки.
...
Ссылка заявителя жалобы на нарушение прав эксплуатационной организации, за которой имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, и требований статей 113, 215 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления", статей 2 и 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях", статей 57 и 60 Устава г. Сочи при передаче имущества в федеральную собственность не может быть принята кассационной инстанцией."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июля 2004 г. N Ф08-3065/04 "Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело