Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении ООО "МАТВ и К" (далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 28.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2008, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела не подтверждено наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит отменить судебные акты и признать в действиях общества наличие состава правонарушения. Заявитель считает, что суд первой инстанции не учел факт составления протокола об административном правонарушении за уклонение от предоставления документов, сведений и образцов продукции, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора. В силу статьи 41 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" общество обязано по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), их должностных лиц представить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных данным Законом. В случае непредставления образцов акт проверки и акт отбора проб образцов продукции составить невозможно. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие общества, надлежаще уведомленного по юридическому адресу о времени и месте совершения данного процессуального действия.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 23.07.2008 N 13-34/146 о проведении мероприятия по государственному контролю и надзору за соблюдением обществом обязательных требований к выпускаемой продукции (блоки оконные) уполномоченный на проведение проверки инспектор управления в целях проведения мероприятий по государственному надзору направил обществу требование от 23.07.2008 о предоставлении к 05.08.2008 документов и образцов продукции. Общество не представило истребованные образцы продукции и документы.
Управление 11.08.2008 составило в отношении общества протокол по части 1 статьи 19.19 Кодекса по факту уклонения его от предоставления образцов продукции и документов, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, и направило в суд заявление о привлечении общества к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 19.19 Кодекса нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных названным Законом.
Органы государственного контроля (надзора) вправе требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) декларацию о соответствии или сертификат соответствия, подтверждающие соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копии, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом, а также материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов; запрашивать у таких лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Отказывая в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности, судебные инстанции исходили из того, что у общества отсутствовала возможность соблюдения требований законодательства в области обязательных требований государственных стандартов, поскольку не представлены доказательства направления корреспонденции управления по юридическому адресу общества и отказа адресата от получения конверта. При этом судебные инстанции отклонили довод управления о получении требования генеральным директором общества Мусуковым М.М. и исполнительным директором Газаевым М.Б. по домашним адресам на том основании, что такие адреса не являются местом государственной регистрации юридического лица.
Однако в законодательстве не установлен императивный способ направления (вручения) требования о представлении необходимой для осуществления федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий информации. Наличие у Мусукова М.М. и Газаева М.Б. полномочий представлять интересы общества и действовать от его имени заинтересованным лицом не оспорено. Действия юридического лица реализуются посредством действий его должностных лиц, поэтому получение генеральным и исполнительным директорами общества адресованной последнему корреспонденции по своим домашним адресам не может свидетельствовать о ее неполучении самим обществом в лице уполномоченных лиц и не освобождает их от обязанности выполнить содержащееся в ней требование.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения определяется наличием возможности соблюсти нормы и правила, за нарушение которых установлена административная ответственность, и непринятием для этого всех зависящих от лица мер (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
В рассматриваемом случае заявитель представил надлежащие доказательства, подтверждающие своевременное вручение должностным лицам общества заказных писем с вложенным в них распоряжением от 23.07.2008 N 13-34/146 на проведение проверки и требованием от 23.07.2008 о предоставлении документов и образцов продукции. Доказательства выполнения данного требования, а также наличия объективных препятствий для этого в материалы дела не представлены.
Отсутствие доказательств составления управлением акта проверки и акта об отборе образцов продукции также не свидетельствует о несоблюдении порядка их истребования, поскольку акт проверки составляется по результатам мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля, осуществляющим проверку, а акт отбора образцов (проб) не может быть составлен до момента их отбора (получения). Иного из буквального содержания абзаца 5 статьи 8 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.09.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" не следует.
Таким образом, в данном случае вывод суда о невручении обществу требования о предоставлении документов и образцов, отсутствии у него возможности соблюдения требований законодательства в области осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов не соответствует материалам дела и противоречит норме права. Наличие у управления оснований для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении по факту уклонения его от предоставления документов, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, подтверждено материалами дела и в установленном порядке не опровергнуто. При таких обстоятельствах судебные акты надлежит отменить.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, требование управления о предоставлении документов и сведений общество должно было выполнить до 05.08.2008, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за невыполнение требования следует исчислять с момента наступления указанного в требовании срока.
Истечение на момент рассмотрения дела кассационной инстанцией сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поэтому в удовлетворении заявления управления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.08.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2008 по делу N А20-1913/2008 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие доказательств составления управлением акта проверки и акта об отборе образцов продукции также не свидетельствует о несоблюдении порядка их истребования, поскольку акт проверки составляется по результатам мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля, осуществляющим проверку, а акт отбора образцов (проб) не может быть составлен до момента их отбора (получения). Иного из буквального содержания абзаца 5 статьи 8 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.09.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" не следует.
...
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
...
Истечение на момент рассмотрения дела кассационной инстанцией сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поэтому в удовлетворении заявления управления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса надлежит отказать."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 декабря 2008 г. N Ф08-7903/2008 "Вывод суда о не направлении и невручении обществу требования о предоставлении документов и образцов, отсутствии у него возможности соблюдения требований законодательства в области обязательных требований государственных стандартов не соответствует материалам дела. Наличие у управления оснований для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, по факту уклонения его от предоставления документов, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, подтверждено материалами дела и в установленном порядке не опровергнуто"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело