Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 10 декабря 2008 г. N Ф08-7227/2008
"Должник по исполнительному документу не имеет лицевого счета получателя
средств федерального бюджета, у управления отсутствует реальная возможность
исполнить судебное решение. Действия управления по возвращению
исполнительного листа не могут быть признаны незаконными"
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2009 г. N 3869/09 настоящее постановление отменено
ООО "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - общество, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконными действий по возврату исполнительного листа от 18.03.2008 N 118272, выданного арбитражным судом по делу N А53-21957/2007-С3-12 и об обязании управления принять указанный исполнительный лист к исполнению (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 20.06.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008, признаны незаконными действия управления, выразившиеся в возврате исполнительного листа от 18.03.2008 N 118272, выданного арбитражным судом по делу N А53-21957/2007-С3-12. Суд обязал управление принять к исполнению исполнительный лист.
В кассационной жалобе управление просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить. Заявитель в жалобе указал на невозможность исполнить судебное решение, так как отсутствует лицевой счет организации, указанной арбитражным судом в исполнительном листе в качестве должника.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно мировому соглашению от 16.11.2006, утвержденному постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области, ФГУ "Ростовский лесхоз" обязался оплатить обществу сумму долга в размере 179 571 рубля 50 копеек с рассрочкой платежа до 31.12.2007.
Определением от 09.11.2007 суд произвел замену должника: с ФГУ "Ростовский лесхоз" на ГУ РО "Ростовский лесхоз".
Решением Арбитражного суда Ростовской области обществу выдан исполнительный лист на принудительное исполнение условий мирового соглашения от 16.11.2006. В связи с неисполнением и отсутствием денежных средств у должника, являющегося государственным учреждением, взыскатель обратился в суд с иском о взыскании долга с собственника имущества должника.
Решением от 14.01.2008 по делу N А53-21957/2007-С3-12 суд взыскал в порядке субсидиарной ответственности с Ростовской области в лице Департамента лесного хозяйства Ростовской области (далее - Департамент) в пользу общества задолженности ГУ РО "Ростовский лесхоз" в сумме 9 571 рубль 50 копеек.
Поскольку департамент не погасил задолженность ГУ РО "Ростовский лесхоз" перед обществом, суд выдал обществу исполнительный лист от 18.03.2008 N 118272.
Как видно из материалов дела, обществом направлен исполнительный лист от 18.03.2008 N 118272 о взыскании с управления 9 571 рубля 50 копеек, который возвращен взыскателю письмом от 17.04.2008 N 58-14-28/7581 в связи с тем, что в управлении отсутствует лицевой счет Ростовской области в лице Департамента лесного хозяйства Ростовской области. Не согласившись с возвращением исполнительного документа, взыскатель обжаловал действия управления по возвращению исполнительного листа в арбитражный суд.
В силу ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Должником в исполнительном листе от 18.03.2008 указана Ростовская область. В соответствии со статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляются вместе с документами в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации для учета средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, процедура взыскания с публично-правового образования - Ростовская область производится соответствующим финансовым органом субъекта Российской Федерации (для Ростовской области таковым является Министерство Финансов Ростовской области).
Исполнение судебных актов о взыскании с бюджетного учреждения осуществляется согласно статьям 242.3, 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации непосредственно самим бюджетным учреждением - должником по исполнительному документу через органы Федерального казначейства.
В исполнительном документе от 18.03.2008 N 118272 соединены должник - субъект Российской Федерации и должник - бюджетное учреждение, что повлекло его неисполнимость. Должник по исполнительному документу - Ростовская область не имеет лицевого счета получателя средств федерального бюджета, у управления отсутствует реальная возможность исполнить судебное решение. Приказ Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5Н "О порядке ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств" (п. 1.1), предусматривает возврат исполнительного документа в течение пяти рабочих дней взыскателю в случае поступления в орган Федерального казначейства исполнительного документа о взыскании средств федерального бюджета по денежным обязательствам должника, не имеющего лицевого счета получателя денежных средств федерального бюджета. Действия управления по возвращению исполнительного листа не могут быть признаны незаконными.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанции повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного и ввиду установления судебными инстанциями всех существенных обстоятельств дела, необходимых для его рассмотрения, но неверного применения судом первой и апелляционной инстанцией норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу N А53-7131/2008-С4-45 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на взыскателя и подлежат взысканию в пользу управления, оплатившего государственную пошлину при обращении с кассационной жалобой.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу N А53-7131/2008-С4-45 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с ООО "Энергосбыт Ростовэнерго" в пользу Управления Федерального казначейства по Ростовской области 1 тыс. рублей в возмещение судебных расходов по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2008 г. N Ф08-7227/2008 "Должник по исполнительному документу не имеет лицевого счета получателя средств федерального бюджета, у управления отсутствует реальная возможность исполнить судебное решение. Действия управления по возвращению исполнительного листа не могут быть признаны незаконными"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2009 г. N 3869/09 настоящее постановление отменено