ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству финансов Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района и Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю о взыскании 4 112 рублей 86 копеек расходов, понесенных в связи с предоставлением в январе, апреле, мае 2003 года и январе - октябре 2004 года льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения гражданам в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ).
Решением от 16.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.08.2008, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 3 097 рублей задолженности, во взыскании с Российской Федерации 458 рублей 23 копеек и в иске к другим ответчикам отказано. Суды исходили из того, что в связи с недостаточностью средств, выделенных в 2004 году из федерального бюджета Ставропольскому краю на реализацию Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ, возмещение предприятию неполученных доходов является обязанностью Российской Федерации. Из подлежащей возмещению суммы исключен налог на добавленную стоимость и отказано во взыскании расходов за 2003 год в связи с пропуском срока исковой давности.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований и отказать в иске в полном объеме. Заявитель считает, что в соответствии с Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 и продленными на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80) возмещение указанных расходов является обязанностью субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет средств их бюджетов. Последующая компенсация соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций, входит в сферу межбюджетных отношений, неподведомственных арбитражному суду. Федеральный бюджет свои обязанности перед Ставропольским краем за 2004 год выполнил полностью.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в 2003 и 2004 годах предприятие предоставляло проживающим в Кочубеевском районе гражданам - Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы льготы по оплате услуг водоснабжения и водоотведения.
Не получив полного возмещения расходов, предприятие обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования предприятие представило списки (реестры) граждан, пользующихся льготой по оплате коммунальных услуг, документы, на основании которых предоставлялись льготы (копии удостоверений названных лиц), акты сверки расчетов, справку о задолженности федерального бюджета от 15.07.2005, платежные документы о частичном погашении задолженности.
Суд, исследовав представленные доказательства, установил, что фактическая потребность Ставропольского края на компенсацию льгот в 2004 году превысила установленный в федеральном бюджете объем денежных средств, предназначенный для указанных целей.
Согласно статье 5 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие совместно с ними нетрудоспособные члены их семей освобождены от оплаты коммунальных услуг (в том числе услуг по водоснабжению и водоотведению). Расходы, связанные с реализацией названного Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 7 Закона).
В соответствии с Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (действие Правил продлено на 2003 и 2004 годы) расходы, связанные с реализацией законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией затрат из средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
Статья 72 Конституции Российской Федерации, абзац 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) относят вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Отнесение указанных вопросов к совместному ведению означает, что субъект Российской Федерации вправе установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством. В этом случае у субъекта Российской Федерации возникает обязанность по финансированию дополнительных мер за счет собственных средств. Однако обязанности по финансированию льгот, установленных Российской Федерацией, не могут возлагаться на субъект Российской Федерации без одновременной передачи необходимых финансовых средств в форме субвенций (пункт 4 статьи 130, статьи 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2005; раздел 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584).
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возмещение платы, не полученной от льготных категорий потребителей, производится субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, если такая обязанность возлагается на них установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом. Но при недостаточности средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, в силу указанных правовых норм расходы, связанные с предоставлением льгот, должны финансироваться из федерального бюджета. Исполнение Минфином России в полном объеме обязательств по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", субъекту Российской Федерации не может служить обстоятельством, освобождающим федеральный бюджет в лице Минфина от погашения образовавшейся задолженности.
Спор о взыскании убытков, связанных с осуществлением истцом экономической деятельности, подведомственен арбитражному суду (статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.06.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 по делу N А63-270/08-С3-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2008 г. N Ф08-6852/2008 "При недостаточности средств, выделенных из федерального бюджета на предоставление льгот, установленных федеральным законом, взыскание расходов, понесенных лицом, предоставлявшим льготы, должно осуществляться с РФ независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело