Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 9 декабря 2008 г. N Ф08-7353/2008
(извлечение)
ООО "Аланиягаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление) от 21.05.2008 N 06-05/К-08 о привлечении общества к ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 17.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанцией от 02.09.2008, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения.
Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение. В обоснование жалобы указано, что действия общества образуют состав правонарушения, поскольку запрашиваемая информация представлена после составления протокола об административном правонарушении и не в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании заявления ОАО "Машиностроитель" от 12.03.2008 по вопросу отключения ему газа управление возбудило в отношении ООО "Кавказрегионгаз" дело N 01-04/21-03-08 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Рассмотрение дела откладывалось несколько раз по причине истребования дополнительных доказательств по делу.
Управление в адрес общества направило определение от 10.04.2008 об отложении рассмотрения дела на 25.04.2008, в котором ООО "Кавказрегионгаз" в срок до 24.04.2008 надлежало представить акты поданного и переданного газа ОАО "Машиностроитель" за ноябрь-декабрь 2007 года и договор между ООО "Кавказрегионгаз" и ООО "Аланиягаз", а обществу предписывалось представить отзыв на заявление ОАО "Машиностроитель" и основание для отключения газа ОАО "Машиностроитель".
Определением от 25.04.2008 рассмотрение дела N 01-04/21-03-08 отложено на 08.05.2008. Данным определением обществу предписано представить те же сведения.
8 мая 2008 года общество представило в управление отзыв на заявление ОАО "Машиностроитель", в котором, по его мнению, указаны основания для отключения газа.
Управление составило протокол об административном правонарушении от 07.05.2008 N 06-05/К-08 и вынесло постановление от 21.05.2008 N 06-05/К-08 о привлечении общества к ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа в связи с тем, что общество не представило ни к 25.04.2008, ни на момент составления протокола об административном правонарушении отзыв, указанный в определении от 10.05.2008.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в суд.
Удовлетворяя требование, суд сделал вывод об отсутствии основания для привлечения общества к ответственности.
При этом суд правомерно руководствовался следующим.
Частью 5 статьи 19.8 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 названной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) юридических лиц в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения образует непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями..., получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Пунктом 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ установлено, что коммерческие организации и некоммерческие организации... обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Таким образом, законом установлено право антимонопольного органа на получение информации и документов, необходимых для осуществления его деятельности, и обязанность хозяйствующего субъекта представить истребуемые документы, за неисполнение которой частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Принимая решение, суд исследовал материалы дела, дал оценку представленным доказательствам и сделал вывод о том, что в определении от 10.04.2008, за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности, управление установило срок представления документов (24.04.2008) для ООО "Кавказрегионгаз", в то время как обществу срок представления отзыва на заявление не был установлен. Кроме того, суд обоснованно указал, что общество до принятия постановления о привлечении его к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса представило по требованию управления отзыв на заявление ОАО "Машиностроитель". Суд отклонил как несоответствующий материалам дела довод управления о том, что у общества был истребован определенный документ - заявка ОАО "Машиностроитель" на отключение газа, который не был представлен по его требованию.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса, основан на материалах дела и не противоречии закону.
Таким образом, основания для отмены судебных актов, установленные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.06.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2008 по делу N А61-955/2008-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая решение, суд исследовал материалы дела, дал оценку представленным доказательствам и сделал вывод о том, что в определении от 10.04.2008, за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности, управление установило срок представления документов (24.04.2008) для ООО "Кавказрегионгаз", в то время как обществу срок представления отзыва на заявление не был установлен. Кроме того, суд обоснованно указал, что общество до принятия постановления о привлечении его к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса представило по требованию управления отзыв на заявление ОАО "Машиностроитель". Суд отклонил как несоответствующий материалам дела довод управления о том, что у общества был истребован определенный документ - заявка ОАО "Машиностроитель" на отключение газа, который не был представлен по его требованию.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса, основан на материалах дела и не противоречии закону."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 декабря 2008 г. N Ф08-7353/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7353/2008
29.08.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1453/08
17.07.2008 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1453/08
17.06.2008 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-955/08