Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 2 декабря 2004 г. N Ф08-5752/04-2203А
"Неправильное отражение времени на чеке при осуществлении покупки
свидетельствует о несоблюдении предпринимателем установленных
постановлением Правительства РФ условий применения контрольно-кассовой
машины, что является нарушением Закона N 54-ФЗ и влечет за собой
административную ответственность, предусмотренную статьей 14.5 Кодекса РФ
об административных правонарушениях"
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. N 2858/05 настоящее постановление отменено
Предприниматель без образования юридического лица Арустамова М.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.04 N 002487 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Туапсинскому району (далее - налоговая инспекция) о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 21.06.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.09.04, в удовлетворении заявления отказано. Судебные инстанции исходили из того, что неправильное указание времени покупки в кассовом чеке квалифицируется как неприменение контрольно-кассовой машины.
Предприниматель Арустамова М.В. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении ее заявления. Заявитель полагает, что расхождение во времени совершения покупки и отображенном на чеке не может рассматриваться как осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции доводы кассационной жалобы отклонил.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что обжалованные судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Налоговой инспекцией 13.04.04 проведена проверка деятельности предпринимателя Арустамовой М.В. по вопросу исполнения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением. В ходе проверки выявлено нарушение, выразившееся в выдаче покупателю чека с расхождением во времени указанном в чеке и фактическим совершением торговой операции (разница составила 58 минут).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 13.04.04 N 000539 с участием предпринимателя. Налоговой инспекцией принято постановление от 14.04.04 N 002487 о привлечении предпринимателя Арустамовой М.В. к административной ответственности в виде 3 тысяч рублей штрафа по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое обжаловано ею в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции сделали правомерный вывод о том, что отображение на чеке времени, не соответствующего времени покупки, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 июля 2003 года N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольнокассовых машин" предусмотрено, что при толковании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судам необходимо исходить из следующего. Указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов). В целях соблюдения этого порядка, в данном случае индивидуальным предпринимателем, должны исполняться положения Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольнокассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 4 Закона.
Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, которым установлен перечень обязательных реквизитов чека, в том числе дата и время покупки.
Исходя из этого, неправильное отражение времени на чеке при осуществлении покупки свидетельствует о несоблюдении предпринимателем установленных постановлением Правительства Российской Федерации условий применения контрольнокассовой машины, что является нарушением Закона N 54-ФЗ. Такое нарушение влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт расхождения во времени длительностью в 58 минут подтверждается протоколом об административном правонарушении. Указанное обстоятельство предприниматель Арустамова М.В. не оспаривает.
Следовательно, вывод суда о том, что налоговая инспекция правомерно привлекла предпринимателя к административной ответственности, является обоснованным.
Обстоятельства дела, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, установлены и исследованы судом полно и всесторонне. Нормы материального права применены правильно.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены или изменения обжалованных судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 21.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12379/2004-48/271-15АЖ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2004 г. N Ф08-5752/04-2203А "Неправильное отражение времени на чеке при осуществлении покупки свидетельствует о несоблюдении предпринимателем установленных постановлением Правительства РФ условий применения контрольно-кассовой машины, что является нарушением Закона N 54-ФЗ и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. N 2858/05 настоящее постановление отменено