Дума г. Кисловодска (далее - дума) и Комитет имущественных отношений администрации г. Кисловодска (далее - комитет) обратились в арбитражный суд с иском к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ), Территориальному управлению ФАУФИ по Ставропольскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по СК), Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - здание, находящееся по адресу: г. Кисловодск, ул. Островского, 27.
Определением от 26.05.2008 в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Ставропольскому краю.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены также: администрация г. Кисловодска и МУ "Управление ЖКХ администрации города Кисловодска"
Решением от 09.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.09.2008, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что истцы избрали ненадлежащий способ защиты нарушенного права. ФАУФИ в установленном порядке не приняло решение о передаче спорного здания в муниципальную собственность, в связи с чем право собственности муниципального образования на этот объект недвижимости не возникло. Суды пришли к выводу, что между сторонами имеется спор об уклонении органа государственной власти от принятия решения о передаче спорного имущества в муниципальную собственность.
В кассационной жалобе комитет просит отменить состоявшиеся судебные акты, иск удовлетворить. Заявитель указывает, что спорное здание, являющееся объектом федеральной собственности, с 2000 г. используется МУ "Управление ЖКХ администрации города Кисловодска" на основании договора безвозмездного пользования. В течение 8 лет в восстановление и капитальный ремонт этого здания вкладывались средства муниципального образования, в объеме, превышающем его балансовую стоимость. По мнению комитета, спорный объект недвижимости должен быть безвозмездно передан в муниципальную собственность в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В отзывах на кассационную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Ставропольскому краю и Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю просят оставить решение и постановление апелляционного суда без изменения, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 2000 г. МУ "Управление ЖКХ администрации города Кисловодска" в соответствии с договором безвозмездного пользования государственным имуществом от 07.07.2000 N 513, заключенным с Министерством государственного имущества Ставропольского края (ныне - ТУ ФАУФИ по СК), занимало нежилые помещения площадью 1 450 кв. м, в здании, находящемся по адресу г. Кисловодск, ул. Островского, 27.
11 декабря 2006 г. глава г. Кисловодска в связи с требованиями ТУ ФАУФИ по СК о расторжении договора N 513 обратился к руководителю ФАУФИ с письмом о передаче указанного здания в муниципальную собственность.
19 января 2007 г. ФАУФИ направило в адрес главы г. Кисловодска письмо N 5117-07/845, в котором сообщило, что рассмотрение вопроса о передаче объекта возможно после представления необходимого комплекта документов.
22 февраля 2007 г. глава г. Кисловодска обратился к руководителю ТУ ФАУФИ по СК с письмом о предоставлении документов, необходимых для рассмотрения вопроса о передаче объекта в муниципальную собственность.
На основании распоряжений ТУ ФАУФИ по СК от 05.02.2008 N 14, от 05.02.2008 N 15 и от 20.02.2008 N 28 часть административного здания площадью 1 885,60 кв. м, расположенного по адресу: г. Кисловодск, ул. Островского, 27, изъята из оперативного управления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю и передана на баланс Территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Ставропольскому краю.
Из представленной в дело переписки сторон следует, что вопрос о передаче спорного объекта в муниципальную собственность разрешен не был, что послужило основанием для обращения думы и комитета с иском в арбитражный суд.
Порядок передачи соответствующему публично-правовому образованию имущества, которое находится в собственности одного уровня, но может находиться в собственности другого уровня, установлен пунктом 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В соответствии положениями данной нормы находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае: 1) если нахождение имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; 2) если имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно названному пункту Закона решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Этими решениями утверждаются перечни передаваемых государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного имущества. Данные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Право собственности на передаваемое имущество возникает с даты, устанавливаемой этими решениями. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании решений в соответствии с передаточным актом.
Поскольку при обращении с требованиями истцы не представили в дело доказательств соблюдения процедуры передачи спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Кисловодска: перечни подлежащего передаче имущества сторонами не сформированы и не согласованы, решение о передаче имущества из федеральной собственности, являющееся основанием возникновения права муниципальной собственности, федеральным органом исполнительной власти не принималось, правовых оснований для признания права муниципальной собственности г. Кисловодска на спорные помещения в силу указанных норм у судов не имелось.
Как правомерно отметили суды, спор между сторонами возник в связи с уклонением ФАУФИ от безвозмездной передачи спорного имущества в муниципальную собственность г. Кисловодска, однако, такое уклонение (бездействие) истцами в установленном порядке не обжаловано. Само по себе уклонение органа государственной власти от принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность не является основанием для перехода права собственности на объект недвижимости, находящийся в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.06.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу N А63-1215/2008-С1-35 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2008 г. N Ф08-7497/2008 "В иске о признании права собственности на недвижимое имущество отказано, так как истцы не представили доказательства соблюдения установленной действующим законодательством процедуры безвозмездной передачи указанного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело