ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Дагнефть"" (далее - компания "Роснефть-Дагнефть") обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - антимонопольная служба) исключить заявителя из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (далее - реестр хозяйствующих субъектов).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Дагнефтегаз". Решением от 01.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.05.2007, компании "Роснефть-Дагнефть" отказано в исключении из реестра хозяйствующих субъектов. Суды указали, что заявитель с учрежденным им ОАО "Дагнефтегаз" составляет группу лиц, совместная доля которых на рынке добычи и реализации нефти и газа в Республике Дагестан с момента включения компании "Роснефть-Дагнефть" в 1998 году в реестр хозяйствующих субъектов не уменьшилась. Основания для исключения заявителя из реестра, предусмотренные пунктом 5 Порядка формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 N 154, отсутствуют.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.07.2007 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассационный суд указал, что в нарушение требований статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, распределяющей бремя доказывания по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, антимонопольная служба, утверждая, что доля заявителя в добыче и поставке нефти и газа не стала ниже 35%, не представила анализа соответствующего товарного рынка.
При новом рассмотрении дела компания "Роснефть-Дагнефть" в порядке уточнения заявленных требований просила признать незаконным отказ антимонопольной службы в исключении заявителя из Реестра хозяйствующих субъектов и обязать антимонопольную службу исключить его из указанного реестра. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО "Кавказрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз".
Решением от 05.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.03.2008, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суды исследовали представленное антимонопольной службой заключение по результатам анализа рынка добычи и реализации природного газа в Республике Дагестан и пришли к выводу, что заключение не указывает источники информации и конкретные данные, на основании которых антимонопольная служба определила совокупную долю компании "Роснефть-Дагнефть" и ОАО "Дагнефтегаз" более 35%. По сведениям территориального органа статистики совокупная доля добываемого названными лицами газа ежегодно снижалась и в 2004 - 2006 годах в Республике Дагестан составляла менее 35%, а статотчетность по реализации нефти в республике отсутствует.
В кассационной жалобе антимонопольная служба просит отменить судебные акты и принять новое решение. Заявитель, ссылаясь на результаты проведенного им анализа рынка добычи и реализации в республике природного газа, утверждает, что совокупная доля добычи и реализации газа компании "Роснефть-Дагнефть" и ОАО "Дагнефтегаз" в городах Каспийск, Махачкала, Избербаш и расположенных между ними населенных пунктах превышает 35%. Кроме того, антимонопольная служба приводит в жалобе данные об абсолютных величинах добываемой компанией "Роснефть-Дагнефть" нефти, указывая, что, несмотря на направление основной ее части на экспорт, доля реализации этого продукта на внутреннем рынке ежегодно увеличивается, в связи с чем у управления не имелось оснований для исключения компании "Роснефть-Дагнефть" из Реестра хозяйствующих субъектов.
В отзыве на кассационную жалобу компания "Роснефть-Дагнефть" просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что ее производственная деятельность заключается только в добыче нефти, реализация которой осуществляется на федеральном рынке, а затем нефть экспортируется. Вся газовая составляющая передана ОАО "Дагнефтегаз". Компания "Роснефть-Дагнефть" включалась в Реестр хозяйствующих субъектов как газо-нефтедобывающее предприятие, действующее на региональном рынке. Исключение с регионального рынка нефтесоставляющей, что фактически антимонопольной службой не отрицается, само по себе свидетельствует о значительном уменьшении доли компании на указанном рынке. Приводимые антимонопольной службой данные об абсолютных величинах добываемого и реализуемого компанией и обществом "Дагнефтегаз" природного газа на региональном рынке согласно статистическим сведениям составляли в 2004 году 31,5%, в 2005 году - 21,7%, в 2006 году - 18,3%.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, приказом региональной антимонопольной службы от 25.08.97 N 15 компания "Роснефть-Дагнефть" внесена в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов как лицо, имеющее на рынке добычи и поставки нефти и газа Республики Дагестан долю 65% (т. 1, л. д. 54 - 75). Таким образом, географические границы рынка, на котором установлена доля компании в указанном товаре, определены самой антимонопольной службой как региональные (республиканские), а не локальные (в отдельных городах и иных населенных пунктах). В связи с этим довод кассационной жалобы о том, что в настоящее время совокупная доля компании "Роснефть-Дагнефть" и ее аффилированного лица - ОАО "Дагнефтегаз" в добыче и реализации природного газа превышает 35% на локальном рынке - в городах Каспийск, Махачкала, Избербаш и расположенных между ними населенных пунктах, не является основанием для отказа в исключении компании "Роснефть-Дагнефть" из регионального раздела Реестра хозяйствующих субъектов. Компания "Роснефть-Дагнефть" неоднократно обращалась в антимонопольную службу с ходатайством об исключении ее из реестра хозяйствующих субъектов, однако в удовлетворении ходатайства было отказано со ссылкой на то, что доля заявителя на региональном рынке нефти и газа должна определяться совместно с объемом этих товаров, производимым ОАО "Дагнефтегаз", одним из учредителей которого с 60% акций является компания (письмо от 26.04.06 N 20-06/497, т. 1, л. д. 22).
На момент указанного обращения и отказа в его удовлетворении вопросы включения хозяйствующих субъектов в соответствующий реестр и исключения из него регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154 "О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%". Постановлением утвержден Порядок формирования и ведения Реестра. В соответствии с пунктами 5, 6 указанного Порядка одним из оснований для исключения хозяйствующего субъекта из Реестра является уменьшение его доли на рынке определенного товара ниже 35 процентов. Формирование Реестра осуществляется по результатам анализа товарного рынка, проводимого антимонопольными органами, органами статистики, научно-исследовательскими организациями с использованием информации, представляемой хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, в том числе организациями потребителей, юридическими и физическими лицами, а также правоохранительными и судебными органами.
Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.12.1996 N 169, обязывал антимонопольные органы для оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках проводить расчетно-аналитическую работу по определению: продуктовых границ товарного рынка; субъектов товарного рынка (количества и состава продавцов и покупателей); географических границ товарного рынка; объема товарного ресурса рынка; доли хозяйствующего субъекта на рынке; количественных показателей структуры товарного рынка; качественных показателей структуры товарного рынка (барьеры входа); рыночного потенциала хозяйствующего субъекта. Отсутствие необходимой информации непосредственно от хозяйствующего субъекта не являлось основанием для отказа в исключении его из Реестра, поскольку Порядок формирования Реестра не обязывал антимонопольную службу использовать для принятия решения все указанные источники информации.
Названные нормативные акты действовали до принятия Правительством Российской Федерации постановления от 19.12.2007 N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%". Новые Правила содержат аналогичные положения, что и ранее действовавшие нормативные акты, однако пунктом 12 Правил предусмотрено, что непредоставление хозяйствующим субъектом указанных в Правилах сведений является основанием для отказа в рассмотрении его заявления.
Компанией "Роснефть-Дагнефть" заявлены два требования: о признании незаконным отказа в исключении ее из Реестра хозяйствующих субъектов и о понуждении антимонопольную службу исключить заявителя из Реестра. Для удовлетворения первого требования суду достаточно было установить, что отказ в исключении из Реестра не основывался на анализе соответствующего товарного рынка и, следовательно, не соответствовал действовавшим на момент отказа нормативным актам. Для удовлетворения второго требования согласно Правилам формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, утвержденным постановлением от 19.12.2007 N 896, необходимо было установить, что на момент разрешения спора доля компании "Роснефть-Дагнефть" совместно с ее аффилированным лицом в добыче и реализации газа и нефти на региональном рынке (в Республике Дагестан) менее 35%.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку аналитическому заключению, составленному антимонопольной службой при повторном рассмотрении дела, и с учетом представленных компанией справок территориального органа государственной статистики (т. 3, л. д. 30, 31) о снижении совокупной доли компании "Роснефть-Дагнефть" и ОАО "Дагнефтегаз" в добыче и реализации газа в Республике Дагестан в 2004 - 2006 годах с 31,5% до 18,3% обоснованно обязали антимонопольную службу исключить заявителя из Реестра. При этом также учитывались данные антимонопольной службы, которая, не настаивая на том, что совокупная доля заявителя и третьего лица в настоящее время превышает 35% на региональном рынке, утверждала лишь, что такое превышение имеет место на локальном рынке. Данное обстоятельство, как уже указывалось, не имеет правового значения для решения вопроса об исключении заявителя из регионального раздела Реестра.
Доводы и подтверждающие их документы о том, что нефтесоставляющая деятельности заявителя к региональному рынку отношения не имеет, заявителем кассационной жалобы не опровергнуты.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что при новом рассмотрении дела антимонопольная служба не представила суду надлежащих доказательств превышения доли компании и третьего лица 35 процентов от общего объема товара на рынке добычи и реализации нефти и газа в границах Республики Дагестан, соответствует фактическим обстоятельствам, в связи с чем основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.12.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2008 по делу N А15-2067/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2009 г. N А15-2067/2006 "Антимонопольная служба не представила суду надлежащих доказательств превышения доли заявителя 35 процентов от общего объема товара на региональном рынке добычи и реализации нефти и газа, в связи с чем суд обоснованно исключил заявителя из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на региональном рынке долю определенного товара, превышающую 35%"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело