Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании городского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства г. Назрани (далее - объединение, должник) несостоятельным (банкротом). Требование мотивировано наличием у должника просроченной более трех месяцев задолженности в бюджет и внебюджетные фонды в размере 19 560 837 рублей, из которых 12 690 098 рублей налоги, 3 242 529 рублей пени, 3 628 211 рублей штрафы.
Определением от 01.03.2006 в отношении должника введено наблюдение. Определением от 11.05.2006 временным управляющим объединения утвержден Гандалоев А.И. Определением от 27.11.2006 в отношении должника введена процедура внешнего управления сроком на 12 месяцев, внешним управляющим объединения утвержден Гандалоев А.И. Определением от 04.09.2007 суд освободил Гандалоева А.И. от исполнения обязанностей внешнего управляющего должника.
Определением от 19.12.2007 внешним управляющим объединения утвержден Джамбатов А.А., срок внешнего управления продлен до 27.05.2008. Определением от 29.07.2007 срок внешнего управления продлен с 27.05.2008 по 29.07.2008.
Решением от 29.07.2008 суд утвердил отчет внешнего управляющего о проведении процедуры внешнего управления, должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Суд также удовлетворил заявление ООО "Виза" об отводе кандидатуры конкурсного управляющего Джамбатова А.А. и утвердил конкурным управляющим объединения Чеботаева Н.В. с ежемесячным вознаграждением 10 тыс. рублей за счет имущества должника (т. 7, л. д. 86 - 92).
Постановлением от 11.11.2008 (с учетом определения от 11.11.2008 об исправлении описки) Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение от 29.07.2008 в части утверждения отчета внешнего управляющего Джамбатова А.А. о проведении процедуры внешнего управления и в части удовлетворения заявления ООО "Виза" об отводе кандидатуры конкурсного управляющего Джамбатова А.А., отказал в утверждении отчета внешнего управляющего, изменил решение в части установления срока процедуры конкурсного производства, увеличив его до 12 месяцев. В остальной части решение от 29.07.2008 оставлено без изменения (т. 7, л. д. 184 - 193).
В кассационной жалобе ООО "Виза" просит отменить постановление апелляционного суда от 11.11.2008. По мнению заявителя, апелляционный суд, изменяя решение от 29.07.2008 и сделав в мотивировочной части судебного акта вывод о необходимости увеличения срока конкурсного производства до одного года, не указал об этом в резолютивной части постановления.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 124 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры - один год. Устанавливая годичный срок конкурсного производства, законодатель исходил из того, что он является достаточным для достижения целей конкурсного процесса и реализации в полной мере необходимых для данной процедуры мероприятий: анализ финансового состояния должника, принятия мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником.
С учетом того, что предусмотренные Законом о банкротстве сроки проведения процедур банкротства являются составной частью мер, призванных обеспечить эффективность конкурсного процесса, а конкурсное производство является заключительной стадией процесса банкротства должника, законодателем в императивной форме установлен конкретный годичный срок конкурсного производства. Введение конкурсного производства на срок менее 12 месяцев Закон не предусматривает.
Вместе с тем, нормы Закона о банкротстве предусматривают как досрочное завершение процедур банкротства (ввиду достижения целей или по причине бесперспективности их дальнейшего проведения), так и продление сроков их проведения (пункт 1 статьи 86, статья 87, пункт 2 статьи 93, статья 108, пункт 2 статьи 124).
Так, при представлении конкурсным управляющим отчета о результатах проведения конкурсного производства ранее чем предусмотрено судебным актом и рассмотрении арбитражным судом указанного отчета, суд вправе вынести определение о завершении конкурсного производства в более ранние сроки.
Также по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.
При таком положении апелляционный суд на основании пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве правомерно изменил решение от 29.07.2008 в части установления срока конкурсного производства в отношении должника.
Довод "ООО Виза" о том, что апелляционный суд в резолютивной части постановления не указал на изменение решения в части срока конкурсного производства, следует отклонить. Из материалов дела видно, что определением от 11.11.2008 апелляционный суд исправил описку, допущенную при изготовлении постановления. Нормы процессуального права применены апелляционным судом правильно. Нарушений норм права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены оспариваемого акта в любом случае, не установлено.
С учетом требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов, вынесенных судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. Поскольку ООО "Виза" оспаривает судебный акт только в части срока процедуры конкурсного производства, суд кассационной инстанции проверил законность судебного акта в этой части. Таким образом, основания для отмены или изменения апелляционного постановления от 11.11.2008 (с учетом исправительного определения от 11.11.2008) отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008 (с учетом исправительного определения от 11.11.2008) по делу N А18-1412/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2009 г. N Ф08-7889/2008 "Введение конкурсного производства на срок менее 12 месяцев Закон о банкротстве не предусматривает (пункт 2 статьи 124). Вместе с тем, нормы Закона о банкротстве предусматривают как досрочное завершение процедур банкротства (ввиду достижения целей или по причине бесперспективности их дальнейшего проведения), так и продление сроков их проведения (пункт 1 статьи 86, статья 87, пункт 2 статьи 93, статья 108, пункт 2 статьи 124)"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело