Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 27 января 2009 г. N А32-9825/2008-5/145-71АЖ
"Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики,
в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ,
оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих
обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест
происхождения товаров) и иным способом, если такое использование
создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским
играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения
соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом
и (или) Международным паралимпийским комитетом
или уполномоченными ими организациями"
(извлечение)
Прокурор г. Геленджика Краснодарского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении предпринимателя без образования юридического лица Кравченко Т.Н. (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражный суд Краснодарского края от 07.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях предпринимателя отсутствует событие административного правонарушения, представленные административным органом документы составлены с нарушением требований законодательства.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.12.2008, с учетом определения суда от 05.12.2008 об исправлении опечатки, решение суда от 07.07.2008 отменено. Предприниматель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.33 Кодекса в виде 20 тыс. рублей штрафа.
По-видимому, в тексте документа допущены опечатки. Имеется в виду "часть 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указывается на отсутствие полномочий прокурора на обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.33 Кодекса. Указывается также на то, что прокурором не составлялся протокол об административном правонарушении и судом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, отсутствует событие правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель прокурора просил жалобу оставить без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, сотрудники прокуратуры г. Геленджика с привлечением сотрудников УВД по г. Геленджику 08.05.2008 провели проверку деятельности предпринимателя на предмет соблюдения законодательства, регулирующего порядок использования олимпийской символики. По результатам проверки составлен акт от 08.05.2008, согласно которому инспектор ОБППРИАЗ УВД по г. Геленджику приобрел у предпринимателя товар - пляжную майку-безрукавку с надписью олимпийской символики "Сочи - 2014", стоимостью 200 рублей.
В отношении предпринимателя прокурор вынес постановление от 09.05.2008 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.33 Кодекса. Постановление вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности направленно в Арбитражный суд Краснодарского края.
Привлекая предпринимателя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паролимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) для целей настоящей статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi - 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символы: огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр, К олимпийской символике и паролимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паролимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и (или) Паралимпийских игр (часть 1).
Использование олимпийской символики и (или) паролимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров) и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паролимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паролимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями (часть 2).
Использование олимпийской символики и (или) паролимпийской символики с нарушением требований части 2 статьи 7 признается незаконным (часть 3).
Согласно статье 8 Закона N 310-ФЗ признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:
1) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паролимпийская символика:
2) введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паролимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.
В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
При этом статьей 14 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, которая может выражаться в продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно используются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
Частью 2 статьи 14.33 Кодекса предусмотрена административная ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 Кодекса состоит в том, что виновный осуществляет продажу, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в ходе проведенной проверки установлен факт реализации предпринимателем одежды (джемперов, маек) с изображением олимпийской символики "Сочи - 2014". Между тем правообладателем товарного знака олимпийской символики "Сочи - 2014" на основании свидетельства N 316841, выданного Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, является автономная некоммерческая организация "Заявочный комитет "Сочи 2014"". Приоритет товарного знака наступает 30.01.2006, срок действия регистрации товарного знака истекает 30.01.2016. На основании договора об уступке товарного знака правообладателем товарного знака является Автономная некоммерческая организация "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр XI Паролимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи". Факт реализации одежды с олимпийской символикой "Сочи - 2014" предприниматель не оспаривает. Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения является законным и обоснованным.
Доводы предпринимателя о том, что в отношении него не был составлен протокол об административном правонарушении, а проверка проведена не уполномоченными на то лицами, исследованы судом апелляционной инстанции и правомерно отклонены, как противоречащие статьям 28.2, 28.4, 28.5 и 28.8 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда в пункте 15 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности учитываются положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также учитываются положения статей 28.4 и 28.8 Кодекса, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. Производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К заявлению прилагаются постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с частью 2 статьи 28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные частью 2 статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела проверка проводилась прокуратурой г. Геленджика с привлечением сотрудников УВД по г. Геленджику. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.05.2008 вынесено прокурором в присутствии предпринимателя. Заявление прокурора, поданное в арбитражный суд, соответствует требованиям статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод о пропуске срока давности привлечения предпринимателя к административной ответственности был предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен как необоснованный.
Основания, установленные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 по делу N А32-9825/2008-5/145-71АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 января 2009 г. N А32-9825/2008-5/145-71АЖ "Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров) и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело