ЗАО "Трансресурс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 (далее - налоговая служба) о признании незаконным решения налоговой службы от 17.04.2008 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица и обязании внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации.
Решением от 11.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации общество имело непогашенную кредиторскую задолженность. Факт наличия задолженности установлен вступившим в законную силу судебным актом по делу N А22-2009/06/13-205.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 11.08.2008 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2008 и принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что в рамках дела N А22-2009/06/13-205 сроки, основания возникновения задолженности общества и ее размер судом не исследовались. Выписки из лицевых счетов общества не являются надлежащими доказательствами наличия у налогоплательщика задолженности по платежам в бюджет. Вывод суда о том, что представленный заявителем ликвидационный баланс содержал заведомо недостоверные сведения, не соответствует материалам дела и основан на недопустимых доказательствах. Кроме того, наличие у ликвидируемой организации недоимки по налогам может служить основанием для отказа в регистрации ликвидации данной организации лишь в том случае, если налоговым органом соблюден порядок предъявления требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 11.08.2008 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2008 надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на общем собрании акционеров общества от 16.01.2003 принято решение о ликвидации общества, ликвидатором назначен Муев Б.Б. Сообщение о ликвидации общества опубликовано 21.01.2003 в газете "Хальмг Унн".
Общество направило в налоговый орган сообщение о ликвидации юридического лица, на основании чего 17.01.2003 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о поступлении уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.
7 мая и 31 июля 2003 г. общество представило в налоговый орган утвержденные общим собранием акционеров общества промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы (т. 1, л. д. 16 - 21; 25 - 30).
Решением налогового органа от 17.04.2008 в государственной регистрации ликвидации общества отказано по причине отсутствия ликвидационного баланса и наличия задолженности по налогам и пени в сумме 15 157 053 рублей 74 копеек (т. 1, л. д. 9).
Считая отказ налогового органа в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Статьей 21 Закона о регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Исходя из смысла приведенных норм, ликвидационный баланс общества считается непредставленным (отсутствующим), если содержащиеся в нем сведения являются недостоверными.
Несостоятелен довод заявителя кассационной жалобы о том, что наличие у ликвидируемой организации недоимки по налогам может служить основанием для отказа в регистрации ликвидации данной организации лишь в том случае, если налоговой инспекцией соблюден порядок предъявления требований. С учетом публично-правовой сущности налоговой обязанности необращение налоговой инспекции в ликвидационную комиссию с требованием о погашении задолженности не исключает обязанности ликвидационной комиссии самостоятельно рассчитаться с бюджетом, так как эта обязанность закреплена статьями 44 и 49 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если в окончательном ликвидационном балансе при наличии доказательств, подтверждающих задолженность юридического лица перед бюджетом, эта задолженность не показана, баланс не может быть принят в качестве доказательства соблюдения юридическим лицом установленного Гражданским кодексом Российской Федерации порядка ликвидации.
Таким образом, налоговая инспекция, отказывая в регистрации ликвидации юридического лица со ссылкой на то, что представленный ликвидационный баланс следует рассматривать как отсутствующий, должна доказать в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке наличие задолженности юридического лица по платежам в бюджет.
Вывод суда о том, что на момент обращения в налоговую инспекцию с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации общество имело задолженность по налогам и пени, не основан на материалах дела, в которых отсутствуют доказательства, подтверждающие эту задолженность. Суд посчитал, что наличие задолженности общества перед бюджетом установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А22-2009/13-205 и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит доказыванию вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.10.2007 по делу N А22-2009/13-205 признано незаконным как не соответствующее статьям 45 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение налоговой инспекции от 04.09.2006 N 24 о взыскании налога и пеней за счет имущества общества. Суд не проверял наличие и размер задолженности общества перед бюджетом и вывод об этом не сделал. В названном решении суд привел доводы налоговой инспекции, изложенные в отзыве на заявление, о том, что недоимка в сумме 9 089 996 рублей 84 копеек образовалась у общества в 2002 году.
Необоснованна ссылка судебных инстанций на выписки из лицевых счетов общества и требование налоговой инспекции от 18.03.2002 N 214 (т. 1, л. д. 81 - 128; т. 2, л. д. 22) как на доказательства, подтверждающие наличие задолженности общества перед бюджетом, не включенной в ликвидационный баланс. В деле отсутствуют акты налоговой проверки об установлении задолженности за соответствующий период, суд их не исследовал и не выяснил, уплачены ли обществом выявленные в результате налоговых проверок недоимки.
Таким образом, вывод суда о правомерности отказа налоговой инспекции в регистрации ликвидации общества по тем основаниям, что приложенный наряду с другими документами ликвидационный баланс не содержит сведений о документально подтвержденной задолженности по налогам, не основан на материалах дела.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов и правильность применения норм материального и процессуального права. Учитывая, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения спора, судебные акты надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит на основании всестороннего и полного исследования и оценки имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств выяснить указанные в данном постановлении обстоятельства.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.08.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2008 по делу N А22-676/2008/13-57 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод суда о том, что на момент обращения в налоговую инспекцию с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации общество имело задолженность по налогам и пени, не основан на материалах дела, в которых отсутствуют доказательства, подтверждающие эту задолженность. Суд посчитал, что наличие задолженности общества перед бюджетом установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А22-2009/13-205 и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит доказыванию вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.10.2007 по делу N А22-2009/13-205 признано незаконным как не соответствующее статьям 45 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение налоговой инспекции от 04.09.2006 N 24 о взыскании налога и пеней за счет имущества общества. Суд не проверял наличие и размер задолженности общества перед бюджетом и вывод об этом не сделал. В названном решении суд привел доводы налоговой инспекции, изложенные в отзыве на заявление, о том, что недоимка в сумме 9 089 996 рублей 84 копеек образовалась у общества в 2002 году."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2009 г. N А22-676/2008/13-57 "Налоговая инспекция, отказывая в регистрации ликвидации юридического лица со ссылкой на то, что представленный ликвидационный баланс следует рассматривать как отсутствующий, должна доказать в установленном Налоговым кодексом РФ порядке наличие задолженности юридического лица по платежам в бюджет"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело