Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 15 января 2009 г. N А61-958/2008-9
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2009 г. N А61-1120/2008-8
ОАО "Севкавказэнерго" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании незаконными действия Управления ФНС России по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление, налоговый орган), выразившегося в принятии решения от 07.04.2008 N 1 о привлечении общества к ответственности за налоговое правонарушение без извещения общества о времени и месте рассмотрения материалов повторной выездной налоговой проверки.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.08.2008, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2008, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что в нарушение требований законодательства Управление не известило налогоплательщика о рассмотрении 07.04.2008 налоговым органом материалов проверки деятельности общества. Несоблюдение Управлением порядка производства по делу о налоговом правонарушении повлекло существенное нарушение прав налогоплательщика.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.08.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2008, принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях. По мнению заявителя жалобы, общество неправомерно предъявило требования о признании незаконным действия налогового органа, выразившегося в принятии решения, а не о признании недействительным самого решения. Суд не принял во внимание, что при оформлении результатов налоговой проверки и рассмотрении самих возражений общества к акту проверки налоговый орган не нарушил нормы процессуального права, в решении налогового органа отсутствуют какие-либо данные о повторном рассмотрении материалов проверки. Должностные лица управления действовали в рамках компетенции, установленной законом и регламентными документами. Права налогоплательщика не нарушены.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
В заседании объявлялся перерыв с 13.01.2009 до 14 часов 00 минут 15.01.2009.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения руководителя Управления от 30.08.2007 N 74 налоговый орган провел повторную выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания, перечисления) за период с 01.01.2004 по 30.04.2007 - налога на доходы физических лиц (НДФЛ), за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 - налога на прибыль, налога на имущество, налога на землю, транспортного налога, платы за пользование ввозными ресурсами, налога на добавленную стоимость (НДС), единого социального налога (ЕСН). По результатам проверки составлен акт от 28.02.2008.
21 марта 2008 года общество предоставило в налоговый орган возражения на акт выездной налоговой проверки от 28.02.2008.
Управление направило 24.03.2008 обществу приглашение N 16-08/01713 принять участие 31.03.2008 в рассмотрении возражений налогоплательщика по акту выездной налоговой проверки общества от 28.02.2008 N 1 (т. 1, л. д. 64). В письме от 25.03.2008 N 5/547 общество сообщило, что оно не сможет 31.03.2008 принять участие в рассмотрении возражений по акту выездной налоговой проверки и просило перенести рассмотрение на 01.04.2008 (т. 1, л. д. 65).
1 апреля 2008 года заместителем руководителя управления Бокоевой А.С. с участием должностных лиц управления и представителя общества проведено заседание по рассмотрению материалов проверки и возражений налогоплательщика, о чем составлен протокол N 1 (т. 1, л. д. 66 - 69).
Решением от 07.04.2008 N 1 (подписано заместителем руководителя управления Гусовым Ю.А.) налоговый орган постановил не привлекать общество к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, предложил обществу перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налогов (сборов, пеней), неперечисленных по состоянию на дату вынесения решения. Проверкой установлена неуплата налога на прибыль за 2004 год в сумме 22 737 400 рублей, НДС за 2004 год - 82 716 411 рублей, ЕСН за 2004 год - 247 149 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2004 год - 186 004 рублей; начислены пени за несвоевременную уплату (неуплату) налогов (сборов) в размере 50 587 621 рубля, в том числе: по налогу на прибыль - 8 225 481 рубля, НДС - 42 155 470 рублей, ЕСН - 116 102 рублей, страховые взносы на ОПС - 84 268 рублей, НДФЛ - 6 300 рублей.
24 апреля 2008 года общество подало в ФНС России жалобу на решение управления от 07.04.2008 N 1 (т. 1, л. д. 70 - 80).
Решением ФНС России (поступило в управление 25.06.2008) решение управления от 07.04.2008 N 1 изменено путем отмены в резолютивной части решения доначисления налога на прибыль организаций в размере 22 270 440 рублей, НДС в размере 82 716 411 рублей, ЕСН в размере 175 233 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 139 391 рубля, а также соответствующих сумм пени. В остальной части решение управления от 07.04.2008 N 1 оставлено без изменения. В соответствии со статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации ФНС России утвердило указанное решение управления с учетом внесенных изменений, и признало данное решение вступившим в законную силу в неотмененной части (т. 1, л. д. 150 - 159). ФНС России указало на необоснованность доводов общества о нарушении процедуры привлечения его к налоговой ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из пунктов 2, 7 и 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия налогового органа, выразившегося в вынесении решения по акту выездной налоговой проверки.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями или индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу предоставлено право выносить решения о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности. Таким образом, данные действия налоговый орган осуществляет в силу закона и они не могут быть признаны незаконными (неправомерными).
При наличии у налогоплательщика оснований считать, что указанные ненормативные акты не соответствуют законодательству и нарушают его законные права и интересы, он вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает правовые последствия при допущении налоговым органом существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки в виде отмены решения налогового органа.
В силу правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 03.04.2007 N 363-О-О и от 05.11.2002 N 319-О, при рассмотрении подобных дел суды должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.
Из содержания заявления общества следует, что фактически оно оспаривает ненормативный акт - решение налоговой инспекции, принятое по материалам проверки, в связи с существенными нарушениями налоговым органом процедуры проведения проверки. Из материалов дела видно, что определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 22.07.2008 возбуждено производство по делу N А61/1120/08-8 по заявлению общества от 04.07.2008 о признании недействительным решения налогового органа от 07.04.2008 N 1 о привлечении ОАО "Севкавказэнерго" к ответственности за налоговое правонарушение. Суд не обсудил вопрос о возможности объединения указанных дел в одно производство, несмотря на наличие в материалах дела соответствующих копий процессуальных документов.
При указанных обстоятельствах судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо принять во внимание указания суда кассационной инстанции, обсудить вопрос об объединении в одно производство дел по оспариванию одного и того же решения налогового органа по различным основаниям, полно и всесторонне исследовать доводы сторон относительно процедуры рассмотрения материалов проверки, разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.08.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2008 по делу N А61-958/2008-9 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 января 2009 г. N А61-958/2008-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело