ООО "Санги Стиль" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 20.03.2008 N 054-4/3-96 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2008, в удовлетворении требований общества отказано.
Судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, выразившегося в отсутствии изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 19.05.2008, постановление апелляционной инстанции от 13.11.2008 и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу необходимо удовлетворить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.01.2008 налоговая инспекция провела проверку деятельности магазина, принадлежащего обществу и расположенного по адресу: г. Темрюк, ул. Ленина, 178, по вопросам соблюдения порядка работы с денежной наличностью, применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и проверки данных учета и отчетности. В ходе проверки установлен факт отсутствия изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств, что не соответствует Единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (приложение N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденное Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22.09.1993 N 40, далее - Порядок ведения кассовых операций). Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 21.01.2008 N 019, протоколе осмотра от 21.01.2008 N 842 и протоколе об административном правонарушении от 23.01.2008 N 000130. Постановлением от 31.01.2008 N 018-5/6-37 налоговая инспекция прекратила производство по делу в связи с нарушением статьи 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении.
15 февраля 2008 года налоговая инспекция составила протокол об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого совместно с материалами проведенной 21.01.2008 проверки вынесла постановление от 20.03.2008 N 054-4/3-96 о признании общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса, с назначением наказания в виде 40 тыс. рублей штрафа.
При рассмотрении дела судебные инстанции пришли к выводу, что факт правонарушения, выразившегося в несоблюдении обществом порядка хранения денежных средств и несоответствии помещения кассы Единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, подтверждается материалами дела и образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 15.1 Кодекса. Данный вывод соответствует нормам материального права.
В соответствии со статьей 15.1 Кодекса нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц.
Согласно пункту 29 Порядка ведения кассовых операций помещение кассы должно быть изолировано. Приложением N 3 к названному Порядку установлено, что помещения кассы для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей должны быть, в частности, изолированными от других служебных и подсобных помещений; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег. При рассмотрении дела суд установил, что специально оборудованное и изолированное помещение кассы в магазине отсутствует, что не отвечает требованиям пункта 3 Приложения N 3 к Порядку ведения кассовых операций.
При рассмотрении дела судебные инстанции не приняли во внимание следующее.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Из материалов дела видно, что по факту правонарушения, выявленного 21.01.2008, налоговая инспекция постановлением от 31.01.2008 N 018-5/6-37 прекратила производство по делу в связи с нарушением статьи 28.2 Кодекса - протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя, не обладающего соответствующими полномочиями.
Протокол об административном правонарушении от 15.02.2008 повторно фиксирует факт правонарушения, выявленный 21.01.2008. Постановлением от 20.03.2008 N 054-4/3-96 общество привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса в виде 40 тыс. рублей штрафа за совершение правонарушения, в отношении которого имеется постановление о прекращении производства по делу. Данные обстоятельства административным органом не оспариваются.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судебные инстанции не учли обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное частью 7 статьи 24.5 Кодекса.
При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционной инстанции необходимо отменить, а заявление общества - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2008 по делу N А32-6929/2008-46/78-18АЖ отменить.
Признать незаконным и отменить постановление от 20.03.2008 N 054-4/3-96 инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району о привлечении ООО "Санги Стиль" к административной ответственности.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2009 г. N А32-6929/2008-46/78-18АЖ "При рассмотрении дела судебные инстанции не учли обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное частью 7 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело