Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 19 февраля 2009 г. N А53-9726/2008-С3-17
(извлечение)
ОАО Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" обратилось с иском к ОАО "Таганрогский морской торговый порт" о взыскании 7 258 313 рублей 48 копеек, в том числе 7 075 218 рублей платы за пользование вагонами за период январь - март 2008 года и 183 094 рублей 49 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 09.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2008, исковые требования удовлетворены в части взыскания 3 190 979 рублей 60 копеек платы за пользование вагонами и 83 204 рублей 62 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. В остальной части иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что факт задержки вагонов на путях общего пользования по вине ОАО "Таганрогский морской торговый порт" (далее - порт) подтвержден материалами дела; размер платы уменьшен: по акту N11 исключена плата за пользование вагонами с 26.01.2008 по 01.02.2008, 05.02.2008, 06.02.2008, 08.02.2008, 25.02.2008, 26.02.2008, по акту N12 - с 01.01.2008 по 09.01.2008, поскольку в указанные периоды имели место форс-мажорные обстоятельства, препятствующие порту своевременно производить разгрузку вагонов. Портом в нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом не представлено возражений по поводу оформления ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - железная дорога) актов общей формы, факт простоя вагонов железной дорогой по существу не отрицается. Нарушений пункта 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования в актах общей формы не установлено, в представленных железной дорогой актах общей формы отражены все обязательные сведения. Ссылки порта на пороки в оформлении актов при подтверждении им действительности нахождения вагонов на станции в ожидании подачи под выгрузку, являются формальными.
В кассационной жалобе порт просит отменить принятые по делу судебные акты, в иске отказать полностью. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что акты общей формы от 27.01.2008 N11 и от 01.01.2008 N12 не соответствуют требованиям пункта 4.8 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, поскольку в них отражены сведения и в отношении вагонов за периоды времени позже даты составления актов. В период с 01.01.2008 по 06.03.2008 работа порта была осложнена тяжелыми навигационными условиями, о которых он информировал железную дорогу письмами от 17.01.2008 Nюр/98, 11.01.2008 N1/5ф, 17.01.2008 N юр/100 и от 18.03.2008 N20/568, в которых просил приостановить погрузку экспортных грузов. Игнорирование со стороны железной дороги обращения порта об объявлении запрета на отгрузку грузов на основании статьи 29 Федерального закона от 10.01.2003 N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав) стало причиной простоя вагонов на станции назначения Таганрог; задержка вагонов на станции назначения происходит по причинам, зависящим от железной дороги, порт не является лицом, обязанным в этом случае вносить плату за пользование простаивающими вагонами. По мнению порта, указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении правом со стороны железной дороги.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит ее отклонить, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В судебном заседании стороны поддержали свои доводы и возражения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено и это усматривается из материалов дела, стороны заключили договор от 11.12.2003 N102/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования портом и договор от 01.12.2004 N201/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования для порта при станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги.
В период январь - март 2008 года железной дорогой оказывались порту услуги по перевозке грузов, прибывшие на станцию Таганрог вагоны подавались на подъездной путь порта.
В указанный период портом была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Таганрог в связи с непринятием вагонов на подъездные пути о чем составлены акты общей формы от 27.01.2008 N11 и 01.01.2008 N12 (л. д. 8, 9), на основании которых по ведомостям подачи и уборки вагонов начислена плата за пользование вагонами в сумме 7 075 218 рублей 99 копеек (с учетом НДС), внесенная в накопительную карточку за период с 01.01.2008 по 05.03.2008 N29 (л. д. 10). Плата за пользование вагонами рассчитана железной дорогой на основании статьи 39 Устава и Таблицы N 9 Тарифного руководства N 2.
Представители порта отказались от подписания указанных документов, о чем железной дорогой также составлен акт общей формы от 15.03.2008 N 28 (л. д. 11).
Неисполнение портом требования железной дороги о внесении платы за пользование вагонами в размере 7 075 218 рублей 99 копеек в порядке претензионного урегулирования порядке послужило основанием для ее обращения в арбитражный суд с иском.
Принимая решение по делу, арбитражные суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам в местах необщего пользования.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
В силу статьи 119 Устава по рассматриваемому спору обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателя (получателя) при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются актами общей формы. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе, задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Из материалов дела усматривается, что в актах общей формы N11,12 причиной задержки вагонов указано отсутствие складских емкостей для выгрузки по причинам, зависящим от грузополучателя при наличии свободных фронтов выгрузки; по каждому вагону обозначено время начала и окончания задержки.
Доводам заявителя жалобы о внесении в акты общей формы дополнительных сведений о времени задержки вагонов дана надлежащая оценка судебными инстанциями.
Суды правомерно указали, что перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в предоставлении услуг перевозки. Сроки поставки и количество перевозимого груза порт должен устанавливать самостоятельно со своими контрагентами по договору поставки.
По смыслу статьи 39 Устава обстоятельства непреодолимой силы, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, являющиеся основанием для освобождения грузополучателя от платы за пользование вагонами железной дороги, должны носить внешний характер по отношению к предпринимательской деятельности субъекта договорных отношений. Воздействие таких явлений происходит извне, непредотвратимо и не зависит от воли людей.
Письмами от 11.01.2008 N1/5ф, 18.03.2008 N20/568, 17.01.2008 N юр/98, от 17.01.2008 Nюр/100 (л. д. 32 - 40) порт сообщил железной дороге о невозможности вывоза экспортных грузов морским транспортом, вызвавшее заполнение складских емкостей ответчика до полной вместимости, в связи с форс-мажорными обстоятельствами - тяжелыми погодными условиями на акватории Таганрогского залива и Азовском море. Данные обстоятельства подтверждаются справкой Морской гидрометеорологической станции Таганрог от 25.04.2008 N 118 о направлении и скорости ветра в период с 01.01.2008 по 18.04.2008, об уровне воды в порту Таганрог в период с 01.01.2008 по 31.03.2008, о ледовой обстановке в Таганрогском заливе в период с 01.01.2008 по 10.03.2008 (л. д. 41 - 47).
Оценив указанные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 39 Устава, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о том, что порт не мог при таких условиях надлежащим образом исполнять обязательства по заключенным договорам, поэтому взысканию подлежит часть задолженности по плате за пользование вагонами в размере 3 274 184 рублей 22 копеек. Суды исключили из акта N11 - сумму 889 295 рублей 44 копеек с учетом НДС (исключена плата за пользованием вагонами, проставившими в период с возникновения форс-мажорных обстоятельств с 26.01.2008 по 01.02.2008, 05.02.2008, 06.02.2008, 08.02.2008, 25.02.2008, 26.02.2008), из акта N12 - 2 301 684 рублей 16 копеек с учетом НДС (исключена плата за пользование вагонами, проставившими в период с 01.01.2008 по 09.01.2008). Железной дорогой по существу не отрицается факт простоя вагонов.
Суд отклонил довод кассационной жалобы о необходимости полного освобождения от платы за пользование вагонами в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы и отсутствием возможности их преодоления. Суды правомерно освободили от платы за пользование вагонами в конкретные дни, характеризующиеся наличием форсмажорных обстоятельств. Надлежащие доказательства того, что остальные дни задержки выгрузки вагонов были необходимы для ликвидации последствий непреодолимой силы и поэтому должны быть исключены из расчета задолженности, не представлены.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций. Суды всесторонне, полно и объективно установили фактические обстоятельства, исследовали имеющиеся в деле доказательства. Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу N А53-9726/2008-С3-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 февраля 2009 г. N А53-9726/2008-С3-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело