Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 10 марта 2009 г. N А32-2843/2008-45/52
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского от 7 мая 2009 г. N А32-12825/2008-58/275
ООО "Спейс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 4 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании незаконным отказа налоговой инспекции в регистрации 50-ти игровых автоматов по месту нахождения обособленного подразделения, расположенного по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Тимофеева, 7, и обязании налогового органа выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указанных в заявлении общества от 01.02.2008 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 04.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.08.2008, суд удовлетворил заявленные обществом требования. Судебные акты мотивированы тем, что общество не нарушило порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, установленный статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации. Суды указали, что Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ) в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом законодательства о налогах и сборах и согласно статье 2 Кодекса не распространяется на налоговые правоотношения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению налогового органа, отказ налоговой инспекции осуществлять после 30.06.2007 процедуры, предусмотренные статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением регистрации выбытия игровых автоматов), соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ. Налоговая инспекция указала, что до 01.01.2007 общество не осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Тимофеева, 7.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, отзыва на кассационную жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обособленное подразделение общества, расположенное по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Тимофеева, 7, поставлено на учет 13.07.2007, что подтверждается уведомлением о постановке на учет от 27.07.2007 N 769114 (т.1, л.д. 5).
1 февраля 2008 года общество представило в налоговую инспекцию заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50-ти игровых автоматов, расположенных по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Тимофеева, 7.
Телеграммой от 11.02.2008 налоговый орган со ссылкой на Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ отказал обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по заявлению, поданному в налоговую инспекцию 01.02.2008.
Считая отказ налоговой инспекции в регистрации игровых автоматов незаконным, в соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, руководствовались тем, что отказ в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес не предусмотрен действующим законодательством. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и не относится к актам налогового законодательства.
При принятии обжалуемых судебных актов суды не учли следующее.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
В силу части 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Исходя из содержания части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии, и отвечающие требованиям, установленным части 6 статьи 6 указанного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2, 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 названного закона.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В силу положений главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Из материалов дела видно и обществом не оспаривается, что до 01.01.2007 обособленные подразделения по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Тимофеева, 7 не были образованы, деятельность по организации и проведению азартных игр в указанных местах не осуществлялась.
С учетом того, что заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения подано обществом 09.07.2007, то есть после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, у налоговой инспекции отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов, устанавливаемых обществом в местах, где открытие игорных заведений не допускается в силу части 4 статьи 5 указанного закона.
Представители участвующих в деле лиц пояснили, что общество снято с налогового учета в МИ ФНС N 4 по Краснодарскому краю в связи с прекращением деятельности в сфере игорного бизнеса через обособленное подразделение, располагавшееся по адресу: ст. Брюховецкая, ул. Тимофеева, 7.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку оспариваемое бездействие налоговой инспекции, выразившееся в отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (путем направления телеграммы от 11.02.2008), не нарушает права и законные интересы общества, у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене. В удовлетворении требований ООО "Спейс" следует отказать и прекратить взыскание с налогового органа государственной пошлины по исполнительным листам N 001600 и 060650.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 по делу N А32-2843/2008-45/52 отменить.
Отказать ООО "Спейс" в удовлетворении требований.
Прекратить взыскание с МИ ФНС России N 4 по Краснодарскому краю государственной пошлины по исполнительным листам N 001600 и 060650.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 марта 2009 г. N А32-2843/2008-45/52
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело