ООО "Сервеинговая компания "Бизнес-Инвест"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Пятигорска (далее - администрация) и Управлению имущественных отношений администрации г. Пятигорска о признании бездействия администрации незаконным и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
Определением от 30.07.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Бочкарев С.Г.
Определением от 11.11.2008 заявление общества оставлено без рассмотрения применительно к пункту 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить определении и передать дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что отсутствие факта обращения общества к заинтересованному лицу влечет вынесение судом решения об отказе в иске, а не вынесения определения об отказе в рассмотрении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Пятигорска просит определение оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражения на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что определение надлежит отменить в части.
Как видно из материалов дела, общество является собственником имущественного комплекса, состоящего из 10 нежилых зданий, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Козлова, 36, на земельном участке с кадастровым номером 26:33:10 03 52:0006, площадью 15 906 кв. м.
Согласно пункту 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Приобретение юридическими лицами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, регламентировано статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этом земельном участке, обращаются в компетентный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Уполномоченный орган в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо готовит проект договора купли-продажи (аренды) земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункты 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Из материалов дела видно, и не оспаривается участвующими в деле лицами, что администрация получала от общества заявления о приобретении земельного участка в собственность.
При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи Кодекса заинтересованная сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора).
Уклонение от заключения договора может повлечь для стороны, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, два вида юридических последствий: решение суда о понуждении к заключению договора, которое может быть принято по заявлению другой стороны, направившей оферту; обязанность возместить другой стороне убытки, причиненные уклонением от заключения договора, что также производится по решению суда в случае необоснованного уклонения от заключения договора (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, требование о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка может быть заявлено в суд только после направления истцом органу местного самоуправления (для которого заключение такого договора является обязательным), оферты (проекта договора) и получения от обязанной стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в тот же срок.
В деле отсутствуют и обществом не представлены доказательства направления администрации оферты (проекта договора аренды земельного участка, содержащего существенные его условия). Следовательно, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, что в силу пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет оставление искового заявления без рассмотрения.
Оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения (часть 3 статьи 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, суд первой инстанции оставил без рассмотрения заявление общества о признании неправомерными действий (бездействия) администрации), которые подлежали рассмотрению судом в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому в этой части судебный акт надлежит отменить.
При новом рассмотрении суду следует рассмотреть требования общества о признании неправомерными действий (бездействия) администрации, отказывающейся заключить договор купли-продажи земельного участка.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.11.2008 по делу N А63-2442/2008 оставить без изменения в части оставления без рассмотрения требования ООО "Сервеинговая компания "Бизнес-Инвет"" о признании бездействия администрации г. Пятигорска заключить договор купли-продажи. В остальной части определение отменить, передать дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2009 г. N А63-2442/2008 "Суд первой инстанции оставил без рассмотрения заявление общества о признании неправомерными действий (бездействия) администрации, которые подлежали рассмотрению судом в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поэтому в этой части судебный акт надлежит отменить"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело