ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Кубань-Инвестстрой" (далее - общество) и администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) о признании недействительным зарегистрированного права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок с кадастровым номером 23:37:1101002:0012 общей площадью 9227 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, с. Большой Утриш, путем аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 06.12.2007 N 23-23-26/104/2007-368; о признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, а также о признании недействительным зарегистрированного права аренды ООО "Кубань-Инвестстрой" на земельный участок с кадастровым номером 23:37:1101002:0012 общей площадью 9227 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, с. Большой Утриш.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
Решением от 19.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2009, признано недействительным зарегистрированное право муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок с кадастровым номером 23:37:1101002:0012 общей площадью 9227 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, с. Большой Утриш, путем аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 06.12.2007 N 23-23-26/104/2007-368; признано недействительным зарегистрированное право аренды ООО "Кубань-Инвестстрой" на земельный участок с кадастровым номером 23:37:11 01 002:0012 общей площадью 9227 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, с. Большой Утриш. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Судебные инстанции исходили из того, что спорный земельный участок находится в границах города-курорта Анапы, т. е. в зоне санитарной охраны курорта. В силу закона такие участки отнесены к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения. Апелляционный суд также указал, что администрация не обосновала необходимости владения земельным участком площадью 9227 кв. м при нахождении на нем объектов муниципальной собственности - летнего домика, гаража и сторожки. Суд отклонил ссылку администрации на положения Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"", указав, что на день заключения договора аренды и на момент разрешения спора судом его положения не действовали.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и апелляционное постановление как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, а также указывает на несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, суды не применили положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", согласно которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности муниципальных образований относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в муниципальной собственности. Признание недействительной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок фактически лишает собственника расположенной на этом участке недвижимости правомочий владения, пользования и распоряжения. Кроме того, заявитель считает, что суд апелляционной инстанции допустил нарушение процессуальных норм, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, отличным от тех, которые были приведены в исковом заявлении.
Отзывы на жалобу не поступили.
В заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя ответчика, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, комитет по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапы (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 10.08.2005 N 3700002467 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:11 01 002:0012 общей площадью 9227 кв. м, категория земель - земли поселений, расположенного по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, с. Большой Утриш, для размещения существующей базы отдыха "Большой Утриш". Договор заключен сроком до 20.07.2030. Право аренды ООО "Кубань-Инвестстрой" зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.10.2005 (т. 1, л. д. 11 - 20).
В соответствии с представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от 09.10.2001 муниципальному образованию город-курорт Анапа принадлежит имущественный комплекс "База отдыха "Большой Утриш"", расположенный по адресу: г. Анапа, пос. Большой Утриш, состоящий из гаража (литера В) площадью 36 кв. м, сторожки (литера Б) площадью 27 кв. м, летнего домика (литера А, над А) площадью 82,5 кв. м (т. 1, л. д. 61 - 63). Изложенное подтверждается выпиской из реестра объектов муниципальной собственности (т. 1, л. д. 65).
Муниципальное образование город-курорт Анапа 06.12.2007 зарегистрировало право муниципальной собственности на спорный земельный участок (т. 1, л. д. 10, 60).
Считая, что государственная регистрация права муниципальной собственности, а также договора аренды произведена в отношении земельного участка, относящегося к федеральной собственности, управление обратилось с иском в суд.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В пункте 2 статьи 95 Земельного кодекса, указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" курорту Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного постановлением Совмина РСФСР от 30 января 1985 N 45, придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 30.01.1985 N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны и курорта Анапа в Краснодарском крае" суды пришли к правильному выводу о том, что спорный земельный участок находится в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта.
Формирование в границах особо охраняемых природных территорий (в пределах округов санитарной охраны курортов) отдельных земельных участков не изменяет ни уровня собственности, ни режима землепользования.
Таким образом, курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, относятся к федеральной собственности в силу положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно статье 26 Земельного кодекса права на земельные участки должны удостоверяться документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Земельный участок с кадастровым номером 23:37:11 01 002:0012 общей площадью 9227 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, с. Большой Утриш, относился к федеральной собственности до момента введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в соответствии с пунктом 13 Положения о курортах (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 N 65), постановлением Совета Министров РСФСР от 30.01.1985 N 45, пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р.
При таких обстоятельствах требование о признании недействительным зарегистрированного права собственности муниципального образования удовлетворено правомерно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Администрация не представила доказательств наличия согласия федерального собственника на передачу в аренду спорного земельного участка. Следовательно, договор аренды от 10.08.2005 заключен субъектом, не имеющим надлежащих полномочий действовать от имени собственника (Российской Федерации). Поэтому выводы судов первой и апелляционной инстанций о недействительности договора и зарегистрированного права аренды являются правильными.
Довод заявителя о необходимости применения положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" рассмотрен апелляционным судом и ему дана правильная правовая оценка. Оценив представленные сторонами доказательства (в том числе, расчет предельных минимальных размеров земельного участка), суд сделал верный вывод о том, общая площадь объектов недвижимости значительно меньше площади земельного участка, на который зарегистрировано право собственности муниципального образования.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции на основании исследования имеющихся в деле доказательств. Пределы полномочий кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает возможностью оценки (переоценки) установленных по делу обстоятельств.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства и пришли к правильным выводам. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в жалобе. Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу N А32-4514/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2009 г. N А32-4514/2008 "Курорты федерального значения в соответствии с законодательством РФ являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, относятся к федеральной собственности в силу положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело