См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 декабря 2009 г. N А32-4349/2009, от 30 сентября 2008 г. N Ф08-5828/2008, от 24 апреля 2009 г. N А32-10346/2008, от 29 апреля 2009 г. N А32-10327/2008, от 25 июня 2009 г. N А32-22367/2008, от 16 августа 2010 г. по делу N А32-51845/2009, от 20 декабря 2010 г. по делу N А32-48133/2009, от 14 февраля 2011 г. по делу N А32-45267/2009, от 11 февраля 2011 г. по делу N А32-53546/2009, от 26 мая 2011 г. N Ф08-2683/11 по делу N А32-17030/2010
Администрация г. Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Сочиуниверсалстрой" (далее - общество) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в размере 411 229 рублей 55 копеек, а также пени в размере 52 637 рублей 25 копеек по договору аренды земельного участка от 17.05.1999 N 1399.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
Решением от 25.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что договор аренды заключен в отношении земельного участка, относящегося к федеральной собственности. Администрация не вправе требовать плату за использование земельного участка, так как не является его собственником.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение от 25.12.2008. По мнению заявителя, суд не учел положения пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ). Ничтожность договора аренды не освобождает землепользователя от внесения платы за фактическое использование земельного участка.
Отзывы на жалобу не поступили.
В заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, администрация города Сочи (арендодатель) и ЗАО торговая компания "Эрлих-Кубань" (арендатор) заключили договор от 17.05.1999 N 1399 аренды земельного участка общей площадью 2595 кв. м для проектирования и строительства комплекса сервисного обслуживания автомобилистов с мотелем на 30 мест и АЗС по ул. Главной в пос. Беранда в Лазаревском районе г. Сочи. Договор заключен сроком с 01.04.1999 по 01.04.2048.
В соответствии с договором от 07.12.2004 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ЗАО торговая компания "Эрлих-Кубань" (правообладатель) передало ООО "Сочиуниверсалстрой" (правопреемник) права и обязанности по договору от 17.05.1999 N 1399 аренды земельного участка общей площадью 2595 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Беранда, ул. Главная.
Наличие задолженности по договору аренды явилось основанием для обращения администрации в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В пункте 2 статьи 95 Кодекса указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 96 Кодекса к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Пунктом 2 статьи 3 названного закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Таким образом, курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, являются федеральной собственностью в силу положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установив, что спорный участок находится в границах курорта федерального значения и является федеральной собственностью, суд правомерно заключил, что администрация не является собственником земельного участка. Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что органом федеральной власти принимался специальный распорядительный акт о передаче земельного участка в аренду.
В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу приведенных норм ссылка администрации на положения Закона N 244-ФЗ несостоятельна, поскольку указанный закон вступил в силу после заключения договора аренды. Из содержания закона не следует, что его нормы имеют обратную силу (статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд также отклоняет ссылку администрации на возможность взыскания неосновательного обогащения, поскольку такое требование судом первой инстанции не рассматривалось. Право истребовать неосновательное обогащение, возникшее вследствие пользования чужим имуществом, принадлежит его собственнику.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Кассационный суд не обладает возможностью оценки (переоценки) установленных по делу обстоятельств.
При разрешении спора суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства, установил фактические обстоятельства и пришел к правильным выводам. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены решения от 25.12.2008 по доводам, приведенным в жалобе. Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2008 по делу N А32-19403/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 2009 г. N А32-19403/2008 "Установив, что спорный участок находится в границах курорта федерального значения и является федеральной собственностью, суд правомерно заключил, что администрация не является собственником земельного участка. Органом, осуществляющим полномочия РФ по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело