Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 2 декабря 2003 г. N Ф08-4575/03
"Минимущество России уполномочено принимать решения о приватизации
земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в федеральной
собственности, при отчуждении земли в процессе приватизации государственного
(статьи 3, 11, 28 Федерального закона "О приватизации государственного
и муниципального имущества"). Если имущество приватизировано в 1993 году,
строительство большей части недвижимого имущества было закончено после
приватизации, отношения по приватизации земельного участка не попадают
под действие Федерального закона "О приватизации государственного
и муниципального имущества"
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 2004 г. N 992/04 настоящее постановление отменено
ОАО "Санаторий ''Кругозор''" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Кисловодска о признании незаконным ее отказа в передаче санаторию в собственность земельного участка, расположенного в г. Кисловодске по ул. Клары Цеткин, 2.
Решением от 18.07.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.09.03, исковые требования удовлетворены. Судебные инстанции сослались на то, что на спорном земельном участке расположены здания и сооружения, возведенные истцом после приватизации и являющиеся его собственностью, а сам участок предоставлен истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, поэтому санаторий в соответствии с действующим земельным законодательством вправе требовать переоформления указанного права на право собственности.
Минимущество Ставропольского края обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в иске отказать. По мнению заявителя, судебные инстанции пришли к неправильным выводам, поскольку администрация г. Кисловодска не является надлежащим ответчиком; ОАО "Санаторий ''Кругозор''" создано в процессе приватизации на базе федерального государственного имущества, поэтому принимать решение о предоставлении ему на праве собственности земельного участка вправе лишь территориальный орган Минимущества России - Минимущество Ставропольского края; не выяснен вопрос о том, относится ли земельный участок к особо охраняемым землям; к участию в деле не привлечена администрация Кавказских Минеральных Вод, осуществляющая контроль за охраной и использованием земель.
В отзыве на кассационную жалобу санаторий "Кругозор" отклонил доводы заявителя и просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Санаторий ''Кругозор''" зарегистрировано постановлением администрации г. Кисловодска от 29.12.92 N 1113. Основными видами деятельности санатория являются лечебная, диагностическая, оздоровительная.
Истец владеет на праве собственности недвижимостью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 26-01.34-5/2000-923, выданным Регистрационной палатой Ставропольского края 23.01.01. Указанное имущество расположено на земельном участке, находящемся по ул. Клары Цеткин, 2 в г. Кисловодске, предоставленном санаторию "Кругозор" в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации г. Кисловодска от 12.09.95.
22 мая 2003 года администрация г. Кисловодска приняла решение N 2016/01-13, которым санаторию "Кругозор" отказано в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации, исключающую передачу в частную собственность земли в пределах особо охраняемых природных территорий, а также на указ Президента Российской Федерации от 27.03.92 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе ''Кавказские минеральные воды''". Город Кисловодск входит в состав указанного эколого-курортного региона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.92 N 462.
Судебные инстанции, удовлетворяя исковые требования санатория "Кругозор", пришли к правильному выводу, что истец в соответствии с действующим законодательством вправе требовать переоформления права постоянного (бессрочного) пользования принадлежащим ему земельным участком на право собственности. Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению ввиду следующего.
Из кадастрового плана земельного участка следует, что земельный участок, на котором расположен санаторий "Кругозор" относится к землям поселений, а не к землям особо охраняемых территорий.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения собственности на землю распоряжение ею осуществляют органы местного самоуправления в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено законодательством. Ограничения на распоряжение местными органами землями поселений не установлены.
Минимущество России уполномочено принимать решения о приватизации земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности, при отчуждении земли в процессе приватизации государственного (статьи 3, 11, 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Санаторий ''Кругозор'' приватизирован в 1993 году, в соответствии с законодательством о приватизации, действовавшим на тот момент. Строительство большей части недвижимого имущества было закончено после приватизации санатория, то есть эта часть имущества не является федеральной собственностью. Следовательно, отношения по приватизации земельного участка санатория "Кругозор" не попадают под действие Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 18.07.03 и постановление апелляционной инстанции от 09.09.03 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-2751/03-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2003 г. N Ф08-4575/03 "Минимущество России уполномочено принимать решения о приватизации земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности, при отчуждении земли в процессе приватизации государственного (статьи 3, 11, 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Если имущество приватизировано в 1993 году, строительство большей части недвижимого имущества было закончено после приватизации, отношения по приватизации земельного участка не попадают под действие Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 2004 г. N 992/04 настоящее постановление отменено