Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Элисты (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Калмыкия (далее - управление) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.09.2008 N 01/032/2008-861, а также об обязании управления зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Элиста, ул. М. Эсамбаева, д. 32, стр. 3.
Решением от 02.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд исходил из того, что комитет представил на регистрацию документы по форме и содержанию несоответствующие установленным требованиям.
В кассационной жалобе комитет просит отменить решение, как принятое с нарушением норм материального права, а также указывает на несоответствие сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. На государственную регистрацию были представлены все документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404. По мнению заявителя, акт передачи имущества республиканской собственности ГП "Калмгражданреконструкция" от 06.05.1994 N 56 подтверждает, что в муниципальную собственность передавались склады 1, 2, 3, расположенные по адресу: г. Элиста, ул. М. Эсамбаева, 32, стр. 3. Земельный участок, расположенный по этому же адресу, принадлежит муниципальному образованию г. Элиста. Кроме того, суд нарушил сроки рассмотрения дела.
В отзыве на жалобу управление просит отказать в ее удовлетворении, считая судебный акт законным и обоснованным
В заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Элиста на часть склада площадью 256,16 кв. м (литер 1, инвентарный номер 12115), расположенного по адресу: г. Элиста, ул. М. Эсамбаева, 32, стр. 3 (л. д. 8).
Постановлением мэра г. Элисты от 12.07.2007 N 1973 комитету предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из земель населенных пунктов площадью 320 кв. м, находящийся по адресу: г. Элиста, ул. М. Эсамбаева, 32, стр. 3, используемый под склады 1, 2, 3 (л. д. 9).
01 августа 2008 года комитет обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Элиста, ул. М. Эсамбаева, 32, стр. 3, кадастровый номер 08:14:030548:094. К заявлению о государственной регистрации прилагалось постановление мэра г. Элисты от 12.07.2007 N 1973, а также кадастровый план земельного участка от 25.07.2008 (л. д. 12).
Уведомлением от 27.08.2008 N 01/032/2008-861 управление известило комитет о приостановлении государственной регистрации до 29.09.2008 в связи с тем, что неточно указан объект, который находится на земельном участке. Кроме того, комитету предложено представить выписку из реестра муниципального имущества N 1221 от 27.06.2007 (л. д. 13).
Поскольку в установленный срок комитет не устранил причины, препятствующие государственной регистрации, сообщением от 29.09.2008 N 01/032/2008-861 управление на основании статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) уведомило комитет об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок (л. д. 14, 15).
Считая, что отказ управления не соответствует требованиям закона и нарушает его права, комитет обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
В силу требований статей 9, 13, 17 Закона о государственной регистрации орган, осуществляющий государственную прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок комитет предоставил постановление от 12.07.2007 N 1973, в котором указано, что на заявленном участке находятся склады 1, 2, 3. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано права муниципальной собственности только на часть складского помещения, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. М. Эсамбаева, д. 32, стр. 3.
С целью проверки оснований для государственной регистрации прав на земельный участок за муниципальным образованием управление в соответствии с требованиями статьи 19 Закона о государственной регистрации правомерно предложило представить названную в постановлении от 12.07.2007 N 1973 выписку из реестра муниципальной собственности (абзац 2 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") и приостановило государственную регистрацию.
Поскольку комитет не устранил причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации (статья 19 Закона о государственной регистрации).
Решение управления об отказе в государственной регистрации права в отсутствие документов, подтверждающих принадлежность муниципальному образованию всех объектов недвижимости, расположенных на заявленном земельном участке, является правильным.
С учетом изложенного вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании недействительным отказа в государственной регистрации права на земельный участок является верным.
Предоставление комитетом на государственную регистрацию документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, не лишает регистрирующий орган возможности истребования дополнительных документов с целью реализации полномочий, названных в статье 17 Закона о государственной регистрации.
Нарушение сроков рассмотрения дела не привело к принятию незаконного судебного акта, в связи с чем не является основанием для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее. Нормы права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено. Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 02.03.2009 по делу N А22-1637/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 мая 2009 г. N А22-1637/2008 "Поскольку комитет не устранил причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации (статья 19 Закона о государственной регистрации)"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело