ОАО "Колфа" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (далее - отделение) от 14.11.2008 N 598 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 20 тыс. рублей штрафа.
Решением от 11.12.2008, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009, оспариваемое постановление отделения признано незаконным и отменено. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава вмененного ему в вину административного правонарушения.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось отделение с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению отделения, оно обоснованно привлекло общество к административной ответственности, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Общество обязано обеспечить возможность ознакомления с запрошенной информацией в день предъявления требования - 15.09.2008, поскольку к отношениям по предоставлению информации перед общим собранием акционеров применяется специальная норма пункта 3 статьи 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), устанавливающая обязанность общества оперативно обеспечить доступ акционеров к заранее определенной самим обществом информации. Однако суд допустил неправильное толкование данной нормы.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки по жалобе акционера общества Распутиной Т.В. отделение пришло к выводу о неисполнении обществом обязанности по ознакомлению представителя акционера с документами, указанными в его заявлении от 15.09.2008, чем нарушило требования пункта 3 статьи 52 и статьи 91 Закона N 208-ФЗ.
По данному факту составлен акт от 07.10.2008, протокол об административном правонарушении от 09.10.2008.
Постановлением от 14.11.2008 N 598 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 Кодекса в виде 20 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции правомерно не поддержал выводы суда первой инстанции о том, что процедура представления документов, необходимых для участия в очередном или внеочередном общем собрании общества регламентируется не пунктом 3 статьи 52 Закона N 208-ФЗ, а статьей 91 этого Закона. Апелляционный суд обоснованно полагал, что размещение документации в сети Интернет не освобождает общество от обязанности представить акционерам запрошенные у него документы в порядке пункта 3 статьи 52 и статьи 91 Закона N 208-ФЗ.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, указал следующее.
Исходя из системного толкования положений пункта 3 статьи 52 и статьи 91 Закона N 208-ФЗ, этим законом установлены две разные процедуры обеспечения акционерам общества доступа к документам этого общества. Применение конкретной процедуры обусловлено тем, для каких целей акционер истребует у общества документы и насколько эти цели соотносятся с повесткой конкретного общего собрания.
Если документы необходимы акционеру для подготовки к участию в очередном или внеочередном общем собрании общества и относятся к вопросам в повестке дня этого собрания, доступ к таким документам должен быть обеспечен обществом по процедуре, установленной пунктом 3 статьи 52 Закона N 208-ФЗ (т. е. по специальной процедуре). Если документы необходимы акционеру для каких-либо других целей, для обычного ознакомления, то доступ к ним обеспечивается обществом по процедуре, установленной статьей 91 Закона N 208-ФЗ (т. е. по общей процедуре).
Различие указанных общей и специальной процедур заключается в необходимости обеспечения большей оперативности в предоставлении акционеру документов, необходимых для участия в заседании общего собрания акционеров, а именно: в силу пункта 3 статьи 52 Закона N 208-ФЗ эти документы в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров, должны быть доступны лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров. Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения.
Из буквального толкования данной нормы следует, что состав информации к общему собранию, к которой общество обязано обеспечить доступ своим акционерам, известен заранее (общество формирует повестку этого собрания в соответствии с положениями пункта 1 статьи 48 Закона N 208-ФЗ), общество имеет техническую возможность заблаговременно подготовить эту информацию и обеспечить ознакомление с нею своих акционеров по их первому требованию в течение нормативно установленного срока - за 20 (30) дней до проведения общего собрания, поэтому общество обязано предоставить сформированный заблаговременно пакет относящихся к общему собранию документов для ознакомления своим акционерам по их первому требованию в течение 20 (30) дней до даты проведения заседания общего собрания.
Иное толкование данной нормы означало бы ограничение прав акционеров на доступ к информации, необходимой для участия в общем собрании акционеров общества, и невозможность получения ими этой информации до проведения соответствующего собрания в случае обращения за такой информацией менее чем за 7 установленных статьей 91 Закона N 208-ФЗ дней до проведения общего собрания.
В случае же, если соответствующая информация запрашивается не в связи с проведением общего собрания и не относится к его повестке, общество предоставляет ее по общей процедуре, установленной статьей 91 Закона N 208-ФЗ, - в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования.
Увеличение сроков предоставления информации обусловлено в частности тем, что обществу заранее не известно, когда и за какой информацией к нему обратится тот или иной его акционер, поэтому ему необходимо время для обеспечения своему акционеру доступа к этой информации.
При решении вопроса о том, по какой из указанных в Законе N 208-ФЗ процедур должна предоставляться акционерам та или иная запрашиваемая ими информация, определяющей являются именно ее относимость к повестке конкретного общего собрания.
Установленная пунктом 3 статьи 52 Закона N 208-ФЗ специальная процедура применяется только в отношении той информации, которая относится к повестке дня этого собрания, и которую, соответственно, общество имеет возможность подготовить для ознакомления заблаговременно согласно этой повестке.
При подготовке к общему собранию акционеров общество обязано обеспечить доступ к информации по специальной процедуре, установленной пунктом 3 статьи 52 Закона N 208-ФЗ, только в том случае, если данная информация относится к вопросам, включенным в повестку дня этого собрания. Если же запрашивается информация, не относящаяся к повестке дня конкретного общего собрания (даже если при этом идет ссылка на это собрание), доступ к такой информации обеспечивается по общей процедуре, установленной статьей 91 Закона N 208-ФЗ.
Согласно тексту оспариваемого постановления общество привлечено к административной ответственности за непредставление для ознакомления представителю акционера 15.09.2008 (непосредственно в день обращения к обществу) трех документов, а именно: годовой бухгалтерской отчетности, заключений ревизора и аудитора.
В силу пункта 3 статьи 52 Закона N 208-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности представляется акционерам при подготовке к проведению общего ежегодного собрания акционеров общества.
Как установлено апелляционным судом и видно из материалов дела, представитель акционера общества просил предоставить ему информацию для подготовки к участию во внеочередном общем собрании общества, назначенном на 29.09.2008. Вопросы утверждения годовой бухгалтерской отчетности, рассмотрения в связи с этим заключений ревизора и аудитора не включены в повестку данного внеочередного общего собрания, а являлись предметом рассмотрения общего годового собрания акционеров общества, проведенного 27.06.2008. У общества отсутствовала обязанность предоставить эти документы акционеру немедленно сразу же после получения запроса, поскольку эта документация предоставляется для ознакомления в порядке статьи 91 Закона N 208-ФЗ - в течение 7 дней с даты получения такого запроса в помещении исполнительного органа общества.
В заявлении от 15.09.2008 представитель акционера общества Агапитова Н.Г. просила представить оригиналы документов для ознакомления и их копии, однако в заявлении не указала финансовый год, за который необходимы запрошенные бухгалтерские документы, срок предоставления этих документов, способ представления копий (лично, нарочно или по почте) и адрес, по которому должны или могут быть направлены истребуемые копии.
В ходе исследования имеющихся в материалах дела доказательств, допроса свидетеля Агапитовой Н.Г. установлено, что Агапитова Н.Г. в качестве представителя акционера прибыла с данным заявлением 15.09.2008 в офис общества для ознакомления с документами около 16 часов 00 минут, т. е. за 30 минут до окончания рабочего дня и истечения срока для ознакомления с документами. Часть документов предоставлена для ознакомления, однако в связи с окончанием рабочего дня (в 16 часов 30 минут) Агапитовой Н.Г. разъяснено, что с остальными документами можно ознакомиться, предварительно согласовав время и дату в телефонном режиме с секретарем Нищенкодовой И.В. В запросе отсутствовали какие-либо контактные телефоны представителя акционера, адрес, по которому можно направить ему (представителю) копии документов.
Судебные инстанции в полном объеме и всесторонне исследовали вопрос о соблюдении обществом процедуры представления для ознакомления указанных в постановлении о привлечении к административной ответственности документов и сделали основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что у отделения отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности за их непредставление 15.09.2008. При таких обстоятельствах постановление отделения о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 Кодекса обоснованно признано судебными инстанциями незаконным и отменено.
Нарушения норм материального и процессуального права не установлены, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа: постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по делу N А53-23969/2008-С4-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 мая 2009 г. N А53-23969/2008-С4-4 "У общества отсутствовала обязанность предоставить бухгалтерские документы акционеру немедленно сразу же после получения запроса, поскольку эта документация предоставляется для ознакомления в порядке статьи 91 Закона N 208-ФЗ - в течение 7 дней с даты получения такого запроса в помещении исполнительного органа общества"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело