ООО "Юг-Акватория" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду земельного участка для целей строительства офисного здания, площадью 520 кв. м, расположенного на пересечении лиц Гаражной и Дальней в Западном внутригородском округе г. Краснодара и обязании принять решение о предоставлении спорного земельного участка на праве аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент).
Решением от 04.02.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.04.2009, в удовлетворении заявления отказано.
Суды исходили из того, что заявление общества о предоставлении ему предварительно согласованного земельного участка поступило в администрацию за пределами установленного законом срока действия решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, заявление удовлетворить. В обоснование жалобы общество ссылается на то, что бездействие администрации нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не позволяет ему реализовать свое право на использование земельного участка, и не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, суд не принял мер к восстановлению нарушенных прав. Общество своевременно предприняло все меры к формированию земельного участка, установленный срок действия решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта не является пресекательным и Земельный кодекс Российской Федерации не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Заявление направлено до истечения срока. Судами не приняты во внимание значительные расходы, понесенные заявителем в ходе получения проектных и иных документов.
В судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы.
Департамент просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, распоряжением главы муниципального образования г. Краснодар от 30.08.2005 N 201-р обществу утверждены материалы предварительного согласования места размещения офисного здания на пересечении улиц Гаражной и дальней в Западном внутригородском округе г. Краснодара. Условием предоставления земельного участка в пункте 3 постановления указано согласование схемы генерального плана на стадии "рабочий проект". Департаменту поручено информировать население о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (пункт 3).
Общество произвело проектно-изыскательские работы, подготовило и согласовало в установленном порядке проектную документацию для строительства офисного здания. Земельный участок площадью 520 кв. м обществом сформирован и поставлен на кадастровый учет.
В дело предоставлены согласования проекта с заинтересованными службами города ("НЭСК" Краснодарские городские электрические сети", Ростехнидзор, ОАО "Краснодарэлектро", УВД МВД РФ, УГПН ГУ МЧР России по Краснодарскому краю, Роспотребнадзор, МУП "КТТУ", МУП "Водоканал", ОАО "Краснодаргоргаз", и др.).
Заявление от 20.06.2006 " 12 о предоставлении земельного участка для строительства адресовано администрации. По поручению администрации управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар письмом от 20.09.2006 N 23/4389 предложило обществу произвести согласование проекта границ земельного участка и постановку его на кадастровый учет.
Проект границ земельного участка утвержден департаментом в феврале 2007 года, заключение к нему подписано 27.09.2007. Доказательства информирования департаментом либо администрацией населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства в дело не предоставлено.
19.09.2008 общество обратилось в администрацию в заявлением о продлении срока действия распоряжения от 30.08.2005 N 2011-р в связи с затратой времени на устранение выявившихся ошибок при постановке земельного участка на кадастровый учет.
14 октября 2008 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка.
В установленные сроки ответ от администрации в адрес общества не поступил.
Из протокола от 25.12.2008 N 110 заседания экспертного межведомственного инвестиционного совета при главе муниципального образования г. Краснодар видно, что размещение офисного помещения на испрашиваемом земельном участке предварительно согласовано.
Общество, не согласившись с бездействием администрации, обратилось в арбитражный суд с заявлением, обжалуя его в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления при возникновении спора о соответствии действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту обязан доказать, что осуществлял свои действия (бездействовал) в соответствии с требованиями закона и исходил из обстоятельств, наличие которых позволяло ему действовать (бездействовать) таким образом.
В деле отсутствует надлежаще оформленный отказ администрации удовлетворить заявление общества о продлении срока действия распоряжения. Нет решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства с указанием причин.
При рассмотрении спора суды вышли за пределы заявления и вопросы о бездействии администрации и вине уполномоченных органов в надлежащем своевременном оформлении всех требуемых земельным законодательством документов (включая информирование населения, утверждение проекта границ предоставляемого участка) не рассмотрели, противоречия в предоставленных документах не устранили.
В связи с тем, что исследование и оценка доказательств в суде кассационной инстанции не допускаются, дело надлежит направить на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2009 по делу N А32-22748/2008 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июня 2009 г. N А32-22748/2008 "При рассмотрении заявления общества суды вышли за пределы требований заявителя, вопросы о бездействии администрации и вине уполномоченных органов в надлежащем своевременном оформлении всех требуемых земельным законодательством документов (включая информирование населения, утверждение проекта границ предоставляемого участка) не рассмотрели, противоречия в предоставленных документах не устранили"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело