Администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление), Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю со следующими требованиями:
- признать недействительным зарегистрированное за Российской Федерацией право собственности на земельный участок площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039 (23:37:0101049:36), расположенный по адресу: г. Анапа, район "Ореховой рощи";
- обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю аннулировать запись N 23-23-26/017/2007-143 от 11.08.2007 о государственной регистрации права федеральной собственности на указанный земельный участок;
- признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039 (23:37:0101049:36) и обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю снять участок с государственного кадастрового учета, аннулировав запись о его постановке на кадастровый учет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2009 в удовлетворении иска отказано. Ходатайство администрации об уточнении исковых требований (л. д. 56) отклонено как не соответствующее положениям пункта 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (отсутствуют доказательства направления ходатайства иным участвующим в деле лицам).
Суд установил, что земельный участок, в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации, входит во вторую зону округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта. Следовательно, участок с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039 относится к федеральной собственности в силу закона (статьи 17, 94 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"). Таким образом, основания для признания недействительным права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и аннулировании записи о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют. Поэтому требования истца являются необоснованными и подлежат отклонению (л. д. 66).
Законность и обоснованность решения в апелляционном суде не проверялись.
Администрация обжаловала судебный акт в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит отменить решение от 23.03.2009, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению истца, вывод суда о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039 относится к федеральной собственности, противоречит закону. Статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации, на которую сослался суд, не является основанием для отнесения спорного участка к федеральной собственности. Ссылки ответчиков на законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях также несостоятельны, поскольку вступившим в законную силу решением Анапского городского суда 20.08.2008 установлено, что на территории муниципального образования город-курорт Анапа земли особо охраняемых природных территорий отсутствуют. В нарушение пункта 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при разрешении спора не учел обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции. Кроме того, администрация считает незаконным факт постановки земельного участка с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039 на государственный кадастровый учет и определение вида разрешенного использования участка - под объектами капитального строительства. Заявитель полагает, что межевание участка осуществлено с нарушением прав и законных интересов муниципального образования, государственная экспертиза землеустроительной документации не проводилась. В материалы дела истцом представлены доказательства, подтверждающие отсутствие на спорном земельном участке объектов капитального характера, которые не исследовались и не оценивались судом.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию отменить решение и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2009 следует отменить в части с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в тот же суд.
Как установлено судом, 11.08.2007 за Российской Федерацией зарегистрирован на праве собственности земельный участок площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039 (23:37:0101049:36), расположенный по адресу: г. Анапа, район "Ореховой рощи". Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в деле свидетельством о государственной регистрации права от 15.08.2007. В свидетельстве указано, что государственная регистрации права федеральной собственности на земельный участок произведена на основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (л. д. 38).
Согласно информации, предоставленной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, земельный участок площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039 входит во вторую зону округа санитарной охраны курорта (л. д. 37).
Администрация обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок, аннулировании записи о государственной регистрации права, а также признании недействительной постановки участка на государственный кадастровый учет. Оспаривая право федеральной собственности, администрация ссылается на то, что является собственником земельного участка площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039.
При разрешении спора суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039 относится к федеральной собственности в силу закона (статьи 17, 94 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"). Поэтому основания для удовлетворения требований администрации о признании недействительным права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и аннулировании записи о государственной регистрации права отсутствуют.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения указанных требований.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными данной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В Гражданском кодексе Российской Федерации, в Законе о регистрации, в иных Федеральных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права. Поскольку право собственности не является сделкой, его нельзя признать недействительным. Поэтому оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Администрация считает себя собственником земельного участка площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039. Обращаясь с иском о признании недействительным зарегистрированного права Российской Федерации в отношении указанного участка, орган местного самоуправления не учел, что восстановление нарушенного права собственности применительно к рассматриваемому спору возможно путем заявления иных требований (об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения, либо признании права собственности муниципального образования на это имущество). Изложенная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.04.2009 N 15148/08.
Ссылка администрации на преюдициальное значение для данного дела вступившего в законную силу решения Анапского городского суда 20.08.2008, несостоятельна.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как следует из содержания части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах. В связи с этим правовая оценка судом общей юрисдикции норм действующего законодательства, на которой основан его вывод об отсутствии на территории муниципального образования город-курорт Анапа земли особо охраняемых природных территорий, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего настоящее дело.
Поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, оснований для удовлетворения его требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и аннулировании записи о государственной регистрации права федеральной собственности на этот участок, не имеется.
Вместе с тем, в нарушение статей 15, 168 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом не рассмотрено по существу требование администрации о признании незаконным постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка и обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю снять этот участок с кадастрового учета. В обоснование своих доводов орган местного самоуправления ссылается на то, что действия государственного органа по постановке земельного участка площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039 на кадастровый учет, не соответствуют требованиям закона и нарушают права муниципального образования. Однако заявленные администрацией доводы судом не проверялись; представленные в обоснование этих доводов документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовались и не оценивались.
По результатам рассмотрения жалобы кассационная инстанция вправе отменить или изменить решение (полностью или в части) и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемом акте, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного решение от 23.03.2009 в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и аннулировании записи о государственной регистрации права федеральной собственности на этот участок следует оставить без изменения. В остальной части обжалуемый судебный акт следует отменить как принятый с существенным нарушением норм процессуального права, а дело в этой части - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении суду необходимо рассмотреть по существу требование администрации о незаконности постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка и обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю снять этот участок с кадастрового учета; оценить доводы заявителя и исследовать доказательства, представленные им в обоснование этого требования.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2009 по делу N А32-27140/2008 в части отказа в удовлетворении требований администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерацией на земельный участок и обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю аннулировать запись о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок площадью 10 000 кв. м с кадастровым номером 23:37:01 01 049:0039 (23:37:0101049:36), расположенный по адресу: г. Анапа, район "Ореховой рощи", оставить без изменения.
В остальной части решение от 23.03.2009 отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июля 2009 г. N А32-27140/2008 "Отказ в удовлетворении требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности РФ на земельный участок и аннулировании записи о государственной регистрации права федеральной собственности на этот участок правомерен. Однако требование о признании незаконным постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и обязании государственного органа снять этот участок с кадастрового учета судом по существу не рассмотрено"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело