Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 10 июля 2009 г. N А32-23551/2008-4/364-124АП
(извлечение)
Отдел государственного пожарного надзора г. Новороссийска (далее - отдел, административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дрион-Проект" (далее - общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 24 ноября 2008 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20 апреля 2009 года, заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса в виде 40 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты. В обоснование жалобы общество указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу отдел просит судебные акты, принятые по делу, оставить без изменения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу выданы лицензии от 19.11.2007 N 1/12330 и 2/22301 на осуществление деятельности по тушению пожаров и деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности.
Административным органом 30.10.2008 проведена проверка деятельности общества на предмет соблюдения законодательства в части выполнения требований лицензируемых видов деятельности. В ходе проверки отделом выявленные следующие нарушения лицензионных требований: на окнах установлены глухие металлические решетки, загромождены эвакуационные пути и выходы; регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации проводятся не в соответствии с годовым планом-графиком, составляются без учета технической документации заводов-изготовителей и сроков проведения ремонтных работ; отсутствует журнал учета неисправности установки; руководитель организации, осуществляющей лицензируемую деятельность, не имеет высшего или среднего профессионального образования по специальности "пожарная безопасность"; отсутствуют документы, подтверждающие прохождение повышения квалификации в области лицензируемого вида деятельности не реже одного раза в пять лет.
По факту выявленных нарушений отделом составлены акт от 30.10.2008 N 557 и протокол об административном правонарушении от 30.10.2008 N 1308. Материалы административного дела для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса переданы отделом в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как: "N 128-ФЗ"
В силу статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно Положению о лицензировании деятельности по тушению пожаров (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 269) (далее - Положение) под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
В соответствии с пунктом 5 Положения грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности являются невыполнение требований подпунктов "а" - "ж" пункта 4 настоящего Положения, а также умышленное искажение информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий.
При рассмотрении дела судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса, выразившегося в следующем:
- в нарушение подпункта "б" пункта 4 Положения руководитель общества (или руководитель структурного подразделения, осуществляющего лицензируемую деятельность) не имеет высшего или среднего профессионального образования по специальности "пожарная безопасность";
- в нарушение подпункта "д" пункта 4 Положения работники общества Образцов С.В. и Селиванов А.В. не прошли повышение квалификации в области лицензируемой деятельности с периодичностью не реже одного раза в 5 лет;
- в нарушение подпункта "е" пункта 4 Положения не выполнены лицензиатом требования в области лицензируемой деятельности, установленные нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности", а именно: на окнах установлены глухие металлические решетки, загромождены эвакуационные пути и выходы.
Таким образом, факт нарушения обществом условий специального разрешения (лицензии) установлен судом, подтверждается актом проверки от 30.10.2008 N 557 и протоколом об административном правонарушении от 30.10.2008 N 1308.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций. Суды всесторонне, полно и объективно исследовали фактические обстоятельства и материалы дела, надлежащим образом оценили имеющиеся в деле доказательства. Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24 ноября 2008 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2009 года по делу N А32-23551/2008-4/364-124АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июля 2009 г. N А32-23551/2008-4/364-124АП
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело