Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дробященко А.Н. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрирующий орган) от 18.09.2008 N 53/002/2008-367 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 29.07.2008 N 8836000023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального образования Щербиновского района.
Решением от 20.01.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции 16.04.2009, суд признал незаконным отказ регистрирующего органа от 18.09.2008 N 35/002/2008-367 и обязал зарегистрировать договор аренды от 29.07.2008 N 8836000023 земельного участка с кадастровым номером 23:36:04 01 001:44 общей площадью 3 481 311 кв. м, расположенного примерно в 11,5 км по направлению на северо-восток от ориентира Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ейское Укрепление, расположенного за пределами участка. Суды исходили из того, что основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в государственной регистрации договора отсутствовали.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления, поскольку на государственную регистрацию договора аренды не представлены документы, подтверждающие проведение торгов на право заключения договора аренды, а также публикацию в средствах массовой информации сведений о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, и выслушав представителя регистрирующего органа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, глава КФХ Дробященко А.Н. обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации Щербиновского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящего в собственности Краснодарского края.
Приказом Управления имущественных и земельных отношений администрации Щербиновского района от 29.07.2008 N 566-з заявителю предоставлен земельный участок общей площадью 3 481 311 кв. м с кадастровым номером 23:36:04 01 001:44, расположенный примерно в 11,5 км по направлению на северо-восток от ориентира Краснодарский край, Щербиновский район, село Ейское Укрепление, расположенного за пределами участка, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства в аренду на 10 лет.
На основании приказа от 29.07.2008 Управление имущественных и земельных отношений администрации Щербиновского района (арендодатель) и глава КФХ Дробященко А.Н. (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 29.07.2008 N 8836000023.
Глава КФХ Дробященко А.Н. обратился в регистрирующий орган для регистрации договора аренды земельного участка. В сообщении от 18.09.2008 регистрирующий орган отказал ему в государственной регистрации, указав, что при проведении правовой экспертизы выявлены несоответствия действующему законодательству, а именно: отсутствуют документы, подтверждающие проведение торгов на заключение договора аренды и публикацию в средствах массовой информации о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду; в договоре аренды отсутствует подпись арендатора; отсутствует согласие супруги арендатора на заключение договора.
Считая отказ в государственной регистрации договора аренды незаконным, глава КФХ Дробященко А.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил право КФХ на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно указанной норме, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Судебные инстанции установили, что земельный участок предоставлен КФХ в аренду с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду КФХ.
Иные обстоятельства, послужившие основанием для отказа в регистрации, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не нашли своего подтверждения.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на нормах материального и процессуального права, а также установленных по делу обстоятельствах, кассационная инстанция в силу предоставленных процессуальным законодательством полномочий считает доводы жалобы недостаточными для изменения или отмены судебных актов.
Кроме того, представитель регистрирующего органа в судебном заседании пояснила, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дробященко А.Н. устранил спорные недостатки и в настоящее время договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
При изложенных обстоятельствах судебные акты надлежит оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по делу N А32-22125/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июля 2009 г. N А32-22125/2008 "При регистрации договора аренды земельного участка, предоставленного для расширения крестьянского хозяйства, крестьянское хозяйство не обязано доказывать наличие публикации в средствах массовой информации по вопросу предоставления в аренду этого участка"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело