Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 15 июля 2009 г. N А32-16099/2008-70/170-38АЖ
(извлечение)
ООО "Новороссийский пассажирский транспорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 31.07.2008 N 274 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 40 тыс. рублей штрафа и прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2009, в удовлетворении требований общества отказано. Суды сделали вывод о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса, и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что апелляционный суд неправомерно признал допустимым доказательство, полученное с нарушением закона.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу необходимо удовлетворить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения налоговой инспекцией 22.07.2008 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением за оказанные услуги по перевозке пассажиров в принадлежащем обществу автобусе ЛАЗ 525280 г/н КВ 147. В ходе проверки установлено, что при оказании услуги по перевозке пассажиров водитель Груднев Д.В. при осуществлении наличного денежного расчета в сумме 9 рублей пассажиру билет не выдал.
По результатам проверки составлены акт покупки, акт проверки от 22.07.2008 и протокол об административном правонарушении от 23.07.2008 N 006132. По материалам проверки принято постановление от 31.07.2008 N 274 о привлечении общества к административной ответственности в виде 40 тыс. рублей штрафа на основании статьи 14.5 Кодекса.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции.
При рассмотрении дела суды отказали в удовлетворении требований общества, поскольку признали факт наличия в действиях общества объективной стороны вменяемого правонарушения доказанным.
Между тем суд не учел следующее.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как видно из материалов дела, услуга по перевозке пассажира оказана лично сотруднику налоговой инспекции.
Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Поэтому доказательства, полученные налоговой инспекцией в ходе проведения проверочной закупки 22.07.2008, не могут расцениваться как доказательство, подтверждающие совершение обществом административного правонарушения.
При таких обстоятельствах судебные акты следует отменить и требование общества - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу N А32-16099/2008-70/170-38АЖ отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края от 31.07.2008 N 274 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новороссийский пассажирский транспорт" к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 июля 2009 г. N А32-16099/2008-70/170-38АЖ
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело