Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кудряшов И.Е. (далее - глава крестьянского хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, регистрирующий орган) от 18.09.2008 N 35/016/2008-165 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 29.07.2008 N 8836000021.
Определением от 23.10.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Щербиновского района (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009, заявление удовлетворено. Признан незаконным отказ управления от 18.09.2008 N 35/016/2008-165 в государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:36:04 01 001:43. Суд обязал управление зарегистрировать договор аренды от 29.07.2008 N 8836000021.
Судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:36:04 01 001:43. Довод управления о том, что он не был надлежаще уведомлен о рассмотрении дела, рассмотрен и отклонен апелляционным судом в связи с необоснованностью (л. д. 57, 84).
Регистрирующий орган обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит отменить принятые по делу акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Управление полагает правомерным отказ в государственной регистрации договора аренды от 29.07.2008 N 8836000021, поскольку не представлены документы, подтверждающие проведение торгов на право заключения договора аренды, а также опубликование в средствах массовой информации сведений о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
От главы крестьянского хозяйства поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы следует отказать.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, глава крестьянского хозяйства обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации Щербиновского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящего в собственности Краснодарского края.
Приказом Управления имущественных и земельных отношений администрации Щербиновского района от 29.07.2008 N 565-з заявителю предоставлен земельный участок общей площадью 1 139 468 кв. м с кадастровым номером 23:36:04 01 001:43, расположенный примерно в 11,5 км по направлению на северо-восток от ориентира Краснодарский край, Щербиновский район, село Ейское Укрепление, расположенного за пределами участка, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства в аренду на 10 лет (л. д. 16).
На основании приказа от 29.07.2008 Управление имущественных и земельных отношений администрации Щербиновского района (арендодатель) и глава крестьянского хозяйства (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 29.07.2008 N 8836000021 (л. д. 10 - 15).
Глава крестьянского хозяйства обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации договора аренды земельного участка. В сообщении от 18.09.2008 управление отказало ему в государственной регистрации, указав, что при проведении правовой экспертизы выявлены несоответствия действующему законодательству, а именно: отсутствуют документы, подтверждающие проведение торгов на заключение договора аренды и публикацию в средствах массовой информации о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду (л. д. 18 - 20).
Глава крестьянского хозяйства, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации договора аренды от 29.07.2008 N 8836000021 не основано на законе и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что основаниями для отказа в государственной регистрации прав, в частности, является несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона). По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения несоответствия его закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности принятых решений (совершения оспариваемых действий (бездействия)), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их принятие (совершение), а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли такое решение (совершили действия (бездействие)).
Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения действий государственного (регистрирующего) органа должен исследовать это решение (действия) на предмет соответствия закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. При этом на государственном (регистрирующем) органе лежит бремя доказывания законности принятого решения (совершенных им действий), а на заявителе (главе хозяйства) - нарушения этими действиями (решением) его прав и законных интересов.
Исследовав документы, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений, дав им оценку по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли выводу, что управление не доказало правомерность отказа в регистрации договора аренды. В свою очередь, глава крестьянского хозяйства доказал нарушение своих прав и законных интересов неправомерными действиями регистрирующего органа. Данный вывод судов основан на законе и является правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянским (фермерским) хозяйствам право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Судебные инстанции установили, что земельный участок предоставлен главе крестьянского хозяйства в аренду с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Установив названные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в регистрации договора аренды от 29.07.2008 N 8836000021 и правомерно обязали управление зарегистрировать указанный договор. Данный вывод судов соответствует практике, сложившейся в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа (постановление от 17.07.2009 по делу N А32-22125/2008).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В жалобе управление высказывает свое несогласие с выводом судебных инстанций о необоснованности отказа в регистрации, который, по мнению заявителя, основан на положениях статьи 20 Закона о регистрации, так как имело место несоответствие представленных главой крестьянского хозяйства документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства. Этот довод подлежит отклонению, поскольку он был предметом исследования и оценки судебных инстанций. Указанный довод направлен на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств. Пределы полномочий кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, представленным сторонами доказательствам дали оценку, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (государственный орган) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 по делу N А32-22126/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июля 2009 г. N А32-22126/2008 "Земельный участок предоставлен главе крестьянского хозяйства в аренду с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Следовательно, основания для отказа в регистрации договора аренды отсутствовали. Поэтому суды правомерно обязали регистрирующий орган зарегистрировать указанный договор"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело