Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Луженко И.В. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрирующий орган) от 18.09.2008 N 35/013/2008-477 в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 29.07.2008 N 8836000022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального образования Щербиновский район.
Решением от 20.01.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции 16.04.2009, суд признал незаконным отказ регистрирующего органа от 18.09.2008 N 35/013/2008-477 в государственной регистрации и обязал зарегистрировать договор аренды от 29.07.2008 N 8836000022 земельного участка с кадастровым номером 23:36:0401001:42 общей площадью 971 587 кв. м, расположенного примерно в 11,5 км по направлению на северо-восток от ориентира Краснодарский край, Щербиновский район, с. Ейское Укрепление, расположенного за пределами участка.
Суды исходили из того, что основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), для отказа в государственной регистрации договора отсутствовали.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления, поскольку на государственную регистрацию договора аренды не представлены документы, подтверждающие проведение торгов на право заключения договора аренды, а также публикацию в средствах массовой информации сведений о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду.
Кроме того, при рассмотрении дела суд первой инстанции допустил процессуальное нарушение, заключающееся в нарушении порядка извещения о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя регистрирующего органа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, глава КФХ Луженко И.В. обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации Щербиновского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящего в собственности Краснодарского края.
Приказом Управления имущественных и земельных отношений администрации Щербиновского района от 29.07.2008 N 564-з заявителю предоставлен земельный участок общей площадью 971 587 кв. м с кадастровым номером 23:36:0401001:42, расположенный примерно в 11,5 км по направлению на северо-восток от ориентира Краснодарский край, Щербиновский район, село Ейское Укрепление, расположенного за пределами участка, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства в аренду на 10 лет.
На основании приказа от 29.07.2008 Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район (арендодатель) и глава КФХ Луженко И.В. (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 29.07.2008 N 8836000022.
Глава КФХ Луженко И.В. обратился в регистрирующий орган для регистрации названного договора аренды. В сообщении от 18.09.2008 N 35/013/2008-477 регистрирующий орган отказал ему в государственной регистрации, указав, что при проведении правовой экспертизы выявлены несоответствия действующему законодательству, а именно: отсутствуют документы, подтверждающие проведение торгов на заключение договора аренды и публикация в средствах массовой информации о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду (л. д. 18 - 20).
Считая отказ в государственной регистрации договора аренды незаконным, глава КФХ Луженко И.В. обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В силу требований статей 9, 13, 17 Закона о государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно указанной норме, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Судебные инстанции установили, что земельный участок предоставлен КФХ в аренду с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Установив отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 20 Закона о государственной регистрации, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на нормах материального и процессуального права, а также установленных по делу обстоятельствах, кассационная инстанция в силу предоставленных процессуальным законодательством полномочий считает доводы жалобы недостаточными для изменения или отмены судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о нарушении процессуальных норм в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции рассмотрены апелляционным судом и им дана правильная оценка. Из представленных копий определений по другим арбитражным делам (л. д. 73 - 78) невозможно установить, что судебное заседание не проводилось в указанное в протоколе от 13.01.2009 время. Предусмотренные статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации замечания на протокол судебного заседания в установленном порядке не представлены. Иных документов, позволяющих опровергнуть правильность вывода апелляционного суда, регистрирующий орган не представил.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций.
Суды всесторонне, полно и объективно установили фактические обстоятельства, исследовали имеющиеся в деле доказательства и пришли к правильным выводам. Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по делу N А32-22127/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2009 г. N А32-22127/2008 "По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело