Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 21 августа 2009 г. N А63-19247/2008-С2-26
(извлечение)
ООО "Клен" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) об обязании ответчика заключить договор аренды земельного участка лесного фонда площадью 3,33 га сроком на 25 лет с последующим продлением по инициативе арендатора (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение Ставропольского края "Ессентукское лесничество" (далее - Ессентукское лесничество), государственное учреждение Ставропольского края "Ессентукский лесхоз" (далее - Ессентукский лесхоз).
Исковые требования заявлены со ссылкой на статью 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 - 37 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что истцу принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, в связи с чем общество имеет исключительное право на приобретение земельного участка под названными объектами в долгосрочную аренду.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2009 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в отношении испрашиваемого обществом лесного участка работы по проектированию не осуществлялись, подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка не проводились, его кадастровый учет отсутствует. Доказательств того, что общество обращалось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка площадью 3,33 га в материалы дела не представлено.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 решение суда оставлено без изменения. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в связи с введением 01.01.2007 в действие Лесного кодекса Российской Федерации, Законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлены некоторые переходные положения. Статьей 4.1 Закона определено, что до 01.01.2010 допускается предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. С учетом этого суд апелляционной инстанции сделал вывод, что отказ обществу в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия государственного кадастрового учета в отношении спорного участка необоснован. Вместе с тем апелляционный суд указал, что действующее лесное законодательство Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных в части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривает возможность заключения договоров аренды земельных участков лесного фонда только по результатам проведения аукционов по реализации права на заключение таких договоров. Лесным законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду собственнику объектов недвижимости, расположенных на этих участках, без проведения аукциона и, соответственно, оснований для возложения на ответчика обязанности по заключению с истцом договора аренды участка лесного фонда, расположенного под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости, не имеется. Кроме того, переданный по договору от 02.10.1995 в аренду земельный участок общество использует не по назначению, осуществило снос прежних объектов недвижимости и возвело новые капитальные строения, которые являются самовольными постройками.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, иск удовлетворить. Заявитель кассационной жалобы полагает, что земельный участок не может выставляться на аукцион, поскольку на нем расположено недвижимое имущество, принадлежащее конкретному лицу (истцу) на праве собственности; в данном случае следует руководствоваться статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу министерство и Ессентукское лесничество просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель министерства повторил доводы, изложенные в возражении на жалобу.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела и установили суды, ООО "Клен" зарегистрировано постановлением главы администрации Предгорного района от 07.03.2000 N 158 и является правопреемником ТОО "Клен", созданного в процессе приватизации арендного предприятия "Ставропольское лесоохотничье хозяйство".
Ессентукский лесхоз (арендодатель) и ТОО "Клен" (арендатор) 02.10.1995 во исполнение решения Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.1995 заключили договор аренды, объектом которого являлись участки лесного фонда, в том числе в квартале 15, выделах 15 - 18, 31, 32 Бекешевского лесничества, дача "Угольная" общей площадью 3,33 га, под строениями 1 590 кв. м.
Участок лесного фонда предоставлен арендатору для природоохранных, культурно-оздоровительных и туристических целей со сроком действия договора до 2005 года. Договор аренды зарегистрирован в Государственном учреждении юстиции "Регистрационная палата Ставропольского края" 11.02.2000.
Государственным учреждением юстиции "Регистрационная палата Ставропольского края" 24.05.2000 произведена государственная регистрация прав собственности общества на объекты недвижимости: дом охотника (литера А) общей площадью 842,3 кв. м, коттедж (литера Б) общей площадью 328, 4 кв. м, коттедж (литера В) общей площадью 160 кв. м, о чем выданы свидетельства серии КН 26 N 089979, 089980, 089981.
Основанием государственной регистрации права собственности явились свидетельство о праве собственности N 27-Ф, выданное Фондом имущества Ставропольского края 25.12.1992 и договор купли-продажи, зарегистрированный Фондом имущества Ставропольского края 25.12.1992.
Из материалов дела также следует и не оспаривается истцом, что на переданном по договору аренды от 02.10.1995 земельном участке площадью 3,33 га общество самовольно возвело постройки и выполнило подготовительные работы на площади 7253,62 кв. м, построив трехэтажный административный корпус площадью 243,53 кв. м, двухэтажный спальный корпус площадью 2091,92 кв. м, здание газгольдерной площадью 295,7 кв. м, ресторан площадью 396,25 кв. м, здание бассейна с пристройкой площадью 1073,62 кв. м, гараж с теннисными кортами площадью 1600 кв. м, офис площадью 30 кв. м, дом охотника площадью 383,5 кв. м, фонтан площадью 100 кв. м, цементный склад площадью 36 кв. м; вырыты котлованы под супермаркет площадью 285,1 кв. м, под трибуны площадью 52 кв. м, под душевые площадью 36 кв. м.
В связи с прекращением действия договора аренды от 02.10.1995 общество 25.06.2008 обратилось в министерство с заявлением, в котором просило заключить с ним без проведения конкурса договор аренды участка лесного фонда общей площадью 7 га, расположенного в Ставропольском крае, Предгорный район, в 10 км от ст. Бекешевской в урочище Угольное. В заявлении общество указало, что участок площадью 3,33 га занят капитальными строениями, сооружениями, сетями, бетонными дорогами, тротуарами, терренкурами, бассейнами, спортивными площадками, собственником которых является общество.
В письме от 18.08.2008 министерство отказало обществу в предоставлении в аренду лесных участков по причине того, что ООО "Клен" осуществило самовольное капитальное строительство на землях лесного фонда и не является надлежащим субъектом лесных отношений.
Посчитав данный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
В соответствии со статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Как правильно установили суды, спорный участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом. Предметом договора аренды является лесной участок, входящий в состав земель лесного фонда. Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством. Следовательно, аренда земель лесного фонда подчиняется правилам лесного законодательства.
В статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Лесным кодексом Российской Федерации в статье 71 урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 71 Кодекса).
В соответствии пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает исчерпывающий перечень оснований, при которых заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона.
Доказательств перевода лесных земель в нелесные земли для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом, - для предоставления земельных участков под зданиями и сооружениями в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, истец не представил.
Кроме того, ссылаясь на наличие у него исключительного права на приобретение земельного участка в долгосрочную аренду на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, истец не доказал, что на испрашиваемом земельном участке находятся объекты, приобретенные им в установленном законом порядке по договору купли-продажи от 25.12.1992; а также тот факт, что для их использования необходим участок площадью 3,3 га.
Согласно решению Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.1995 площадь земельного участка под строениями составляет 1 590 кв. м.
На момент рассмотрения спора на переданном правопредшественнику общества по договору аренды от 02.10.1995 земельном участке площадью 3,33 га истец самовольно возвел постройки и выполнил подготовительные работы на площади 7 253,62 кв. м, построив трехэтажный административный корпус площадью 243,53 кв. м, двухэтажный спальный корпус площадью 2091,92 кв. м, здание газгольдерной площадью 295,7 кв. м, ресторан площадью 396,25 кв. м, здание бассейна с пристройкой площадью 1073,62 кв. м, гараж с теннисными кортами площадью 1600 кв. м, офис площадью 30 кв. м, дом охотника площадью 383,5 кв. м, фонтан площадью 100 кв. м, цементный склад площадью 36 кв. м; вырыты котлованы под супермаркет площадью 285,1 кв. м, под трибуны площадью 52 кв. м, под душевые площадью 36 кв. м. Иск общества о признании права собственности на указанные объекты недвижимости как на самовольные постройки рассматривается в суде общей юрисдикции, о чем представлено решение суда от 29.06.2009 по делу N 2-356/09, которым обществу отказано в удовлетворении заявленных требований (решение не вступило в законную силу).
Учитывая изложенные обстоятельства, кассационный суд считает правильным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по заключению с истцом договора аренды земельного участка.
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 по делу N А63-19247/2008-С2-26 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2009 г. N А63-19247/2008-С2-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело